БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)" читать бесплатно онлайн.
Н. И. Никулин.
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе бронзовые барабаны «нгок лу» с рельефными изображениями сцен народной жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа (Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских храмов 7—10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классический образец «калана» — кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7—10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых — горельефы пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка (пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями отмечены каланы 11—12 вв. «Золотая башня», «Серебряная башня», «Медная башня» (все близ современного г. Куинён).
Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11—13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10—11 вв.), храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность плана, использование в постройках деревянного каркаса («Храм литературы», посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; «Храм великого Будды» близ Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих веков — храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа «динь» в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы и лака (в том числе «Дворец совершенной гармонии» в г. Хюэ, 1805—1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг, 15 в.). Живопись 15—19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками.
Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.) затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично расположенными портовыми строениями.
Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и салонного искусства.
Лит.: Тюляев С. И., Искусство Вьетнама, М., 1957; Нго-Гуи-Куин, Троицкий С. С., Некоторые памятники архитектуры Северного Вьетнама, в сб.: Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967, с. 214—36; Parmentier Н., Les sculptures chames au Musée de Tourane, P. — Brux., 1922 (Ars Asiatica, IV); Bezacier L., L’art viêtnamien, P., [1955]; Dang-Trung, L’artisanat au Viêtnam, Hânoi, 1958.
Музыка
В многонациональном В. каждая из населяющих его народностей обладает своей национальной культурой, имеющей древние традиции. Народное музыкальное искусство сохранило самобытность. Музыка богата различными вокальными жанрами, среди которых так называемые хо — лирические, шуточные и сатирические, трудовые песни крестьян, гребцов, лесорубов, отличающиеся волевыми, энергичными ритмами; состоят из импровизационной фразы-запева солиста и хорового ритмического отклика-восклицания. Для северных напевов («кунг бак») характерны живые, светлые мелодии, для южных («кунг нам») — протяжные, меланхолические, исполняющиеся в более медленном темпе, в них сказалось влияние кхмерской музыкальной культуры Камбоджи.
Музыка В. в своей основе — пентатонического строя, пение — главным образом одноголосное, унисонное. Первоначальная система нотной записи профессиональной музыки В. состояла из названий, соответствующих звукам пятиструнной цитры: кунг, тхыонг, зок, тьюи, ву. Нотация осуществлялась посредством китайских иероглифов, так как она была введена представителями придворной музыкальной культуры В., которая, в противоположность народному искусству, находилась в средние века под сильным влиянием китайской, а также тьямской и отчасти буддийской, главным образом ритуальной, музыкальных культур. С развитием профессиональной музыки пентатоника обогащалась: наряду со строгим пятиступенным звукорядом появились мелодии шести- и семиступенные. Образовалась соответствующая строю семиструнной цитры система нотной записи: хо, сы, санг, се, конг, лиу, у. Национальная опера В. — синтетический вид искусства, в котором сочетаются пение, речитатив, речь, танец, мимика и жест; оркестровое сопровождение даёт характеристики действующих лиц и связывает интермедиями происходящее на сцене.
Придворная музыка в феодальном В. значительно отличалась от народной и по жанрам. В ней получила развитие профессиональная салонная, камерная музыка. Высокого развития достигла теория музыкального искусства. В 16 в. созданы 2 музыкальных общества — теоретическое «Бо донг ван» и вокально-инструментальное»Бо ня няк», позднее — «Бо зяо фыонг» (преобразовано в общество песни и танца), организован придворный оркестр «Дой ба лэнь», обслуживавший королевские церемонии и ритуальные шествия. В середине 19 в. создан оркестр «Няк тянь», объединивший лучших музыкантов и певцов. В придворной музыке использовались наряду с народными вьетнамскими и китайские инструменты. Среди инструментов В. — духовые: бамбуковый кхен (соединённые стебли-трубки разной длины с отверстиями, имеющие общий мундштук), флейты продольные и поперечные: дык, тиеу, пи-дой (двойная свирель), шао бан, шао бау (бамбуковая флейта с резонатором из тыквы); пи рам ланг и пи там лей — типа гобоя, и многие другие. Струнные (с количеством струн от 1 до 42) — древний однострунный бау, вибрирующее звучание которого близко народному пению; тхап лук (щипковый типа цитры); среди смычковых распространены двуструнные (типа виолы). Ударные — чонг дай (большой барабан), чонг тео (малый барабан), чанг бан (род бубна), мо (деревянные), различные трещотки и колокольчики, бамбуковый ксилофон чынг; гонги — каменный (хань) и бронзовый (тьенг).
В конце 19 в. на основе народного театра возник полусамодеятельный театр с большими вокальными лирическими номерами «вонг ко» (воспоминания о прошлом — жанр, сформировавшийся под влиянием тьямской культуры), речитативом, мелодекламацией и танцами (будущий профессиональный театр кай-лыонг). Он носил ярко национальный характер, так как опирался на южновьетнамские народные песни, а также на классический театр туонг. В классические арии туонг вплетались грустные тьямские или кхмерские народные напевы. В оркестре театра кай-лыонг (размещённом за кулисами) вместо характерных для северного театра барабанов и труб использовались вьетнамские гитары, скрипки и флейты. Первые профессиональные труппы кай-лыонга созданы к 1920-м гг. К этому периоду относится одна из популярных постановок «Стенания истерзанной души» (по поэме Нгуена Зу). В 30-е гг., национальное музыкальное искусство пришло в упадок; профессиональное театрально-музыкальное искусство также утратило национальное своеобразие: ставились оперы европейского репертуара или композиторов В., подражавших европейским образцам.
Лит.: Нгуэн Дин Тхи, Народные песни Вьетнама, «Советская музыка», 1955, № 5; Мик Куанг, Вьетнамское оперное искусство, «Вьетнам», 1961, № 3; Национальные музыкальные инструменты, там же, 1963, № 1; Nguên Dinh Lai, Étude sur la musique sino-viêtnamienne et les chants populaires du Viêt-Nam, Saigon, 1956.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЬ)", комментарии и мнения людей о произведении.