БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ГО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ГО)" читать бесплатно онлайн.
Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного исторического типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
На протяжении длительного периода истории в классово антагонистических формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Основная функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономических и политических условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, — как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. «...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России возникает совершенно новый тип Г. — социалистическое Г., представляющее собой политическую власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударственным формам управления обществом.
Добуржуазная социально-политическая мысль выдвинула различного рода религиозно-теократические представления о Г., а также т. н. «патриархальную теорию», рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Буржуазная наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что «...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве» (там же, с. 66). Основное в подходе буржуазной науки к Г. — неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в буржуазной литературе определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологические законы, оправдывая тем самым как естественные явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой — экспансионистские устремления Г. Другое направление — т. н. юридическая школа — скрывает социально-экономическую основу Г. за его юридической трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление («юридическое олицетворение нации», «персонификация правового порядка» и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистические попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, «идею Г.». В современной буржуазной политической науке преобладает психологическая концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений — «импульсов» — власти и подчинения.
Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, основные цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политических режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены общественно-исторических формаций, — важный исходный пункт теории социалистической революции и путей коммунистического преобразования общества.
Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип Г. Смена исторических типов Г. — закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г., методы их осуществления и его политические формы богаче и сложнее, чем организация политической власти предшествующих формаций.
Первым в истории Г. было рабовладельческое Г. — диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого Г. отражала первое крупное классовое деление общества — на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельческого Г. относится к 4—3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование Г. в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить государства Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в которых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия , деспотическая монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого Г. достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности «...было государством рабовладельческим все равно — была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 74).
Феодальное Г. возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. Его возникновение в Европе относится к 5—11 вв. Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю, а феодальное Г. являлось диктатурой класса феодалов. Основной формой правления феодального Г. является монархия в различных её вариантах. Для периода феодальной раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центральной власти в Г. имелось множество самостоятельных или полусамостоятельных Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительская монархия. Одной из опор центральной власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального Г. была абсолютная монархия (см. Абсолютизм ), развившаяся в период окончательного преодоления феодальной раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу — монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г. — т. н. города-Г., в которых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату), её представители образовывали городской совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торговых путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистические отношения. Для всех Г. феодального типа характерна огромная роль церкви как политической и идеологической силы феодального общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ГО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ГО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ГО)", комментарии и мнения людей о произведении.