БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать бесплатно онлайн.
Гротеволь Отто
Гро'теволь (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг, — 21.9.1964, Берлин), деятель германского рабочего движения, политический и государственный деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу; в 1924—1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926—30 вольнослушатель Высшей политической школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистической рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против милитаризма. В 1912 вступил в Социал-демократическую партию Германии. В 1914—18 служил в армии, осуждал предательскую политику руководства Социал-демократической партии. В 1918 вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, в 1922 стал снова член Социал-демократической партии, впоследствии принадлежал к её левому крылу. В 1919—21 служащий коммунальной страховой кассы. В 1920—1925 депутат ландтага земли Брауншвейг, в 1921—22 министр внутренний дел и народного образования, в 1923—24 министр юстиции правительства Брауншвейга. В 1925—33 депутат герм. рейхстага от Социал-демократической партии. Одновременно председатель организации Социал-демократической партии в Брауншвейге, в 1925—33 президент земельной страховой компании Брауншвейга. В 1933, после захвата власти нацистами, был отстранён от работы. Принимал активное участие в нелегальной антифашистской борьбе. В 1938 Г. был арестован по обвинению в государственной измене и до марта 1939 находился в тюрьме. В ноябре вновь арестован по подозрению в заговоре против Гитлера и в течение 4 мес был под следствием. После освобождения продолжал антифашистскую деятельность. В 1940—45 работал в одной из берлинских строительных контор.
После разгрома фашистского режима в Германии Г. развернул активную деятельность в восстановленной Социал-демократической партии Германии. В 1945 был избран председатель Центрального правления Социал-демократической партии. Решительно выступил за единство германского рабочего движения. При непосредственном активном участии Г. в 1946 в восточной части Германии произошло объединение КПГ и СДПГ в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). На объединительном съезде в апреле 1946 Г. был избран в Центральное правление СЕПГ и стал (вместе с В. Пиком) одним из её председателей. С 1946 член Центрального секретариата Правления СЕПГ, с 1949 член Политбюро Центрального правления, а затем — Политбюро Центрального Комитета СЕПГ. После провозглашения Германской Демократической Республики (7 октября 1949) стал премьер-министром ГДР. С 1947 Г. входил в состав постоянного комитета Нем. народного конгресса за единство и справедливый мир, а в 1948—49 в состав Немецкого народного совета. Был председателем Конституционной комиссии Народного совета, разработавшей первую Конституцию ГДР (1949). С 1950 член Национального совета Национального фронта демократической Германии. С сентября 1960 — один из заместителей председателей Государственного совета ГДР. Г. неоднократно выступал с заявлениями и многими конструктивными предложениями, в которых находили отражение последовательная борьба ГДР за демократию и социализм, за укрепление дружбы с Советским Союзом и др. социалистическими странами, против возрождения милитаризма и реваншизма в ФРГ, за мир и безопасность в Европе. Награжден орденом Карла Маркса, 3 орденами (в золоте) за заслуги перед отечеством. Трижды удостоен звания Героя Труда ГДР (1954, 1959, 1964). Награжден орденом Ленина.
Соч.: 1m Kampf um die einige Deutsche Demokratische Republik. Reden und Aufsätze, Bd 1—6. В., 1959—1964; в рус. пер. — Избр. произв. (1945—1960), М. .1966.
В. И. Цапанов.
О. Гротеволь.
Гротеск
Гроте'ск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории ) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.
Г. — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма» — литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская комедия дель арте , живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.
Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.
Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.
В 20 в. Г. становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм , сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; Г. пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е. Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ГР)", комментарии и мнения людей о произведении.