БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДО)" читать бесплатно онлайн.
Соч.: Recueil Édouard Dhorme, P., [1952] (с библ. трудов Д.); Déchiffrement des inscriptions pseudo-hiéroglyphiques de Byblos, «Syria», 1946—48, t. 25, fasc. 1—2.
Дормидонтовка
Дормидо'нтовка, посёлок городского типа в Вяземском районе Хабаровского края РСФСР. Расположен на р. Подхорёнок (приток Уссури). Ж.-д. станция в 88 км к Ю. от Хабаровска. Лесозавод, заготовки коры бархатного дерева.
Дорн Антон
Дорн (Dohrn) Антон (29.12.1840, Штеттин, — 26.9.1909, Мюнхен), немецкий зоолог. Организовал в Неаполе морскую зоологическую станцию (1874), открытую для учёных всех стран. Основные труды по вопросам происхождения позвоночных животных; изучал типы филогенетических изменений органов в связи с изменениями их функций. Сделал первый шаг в направлении классификации различных случаев филогенетических изменений органов и функций.
Соч.: Der Ursprung der Wirbeltiere und das Prinzip des Funktionswechsels, Lpz., 1875; Pantopoda, в кн.: Fauna und Flora des Golfes von Neapel und der angrenzenden Meeresabschnitte, Lpz., 1880; в рус. пер. — Происхождение позвоночных животных и принцип смены функций, М.—Л., 1937.
Дорн Борис Андреевич
Дорн Борис (Бернгард) Андреевич [29.4(11.5).1805, Шёнефельд, Германия, — 19(31).5.1881, Петербург], русский востоковед, специалист в области иранской и семитской филологии, истории и этнографии афганцев и народов Каспийского побережья. Академик Петербургской АН (1842). Учился в университетах Галле и Лейпцига. Профессор Харьковского университета (1829—1835), Института восточных языков (1835—39). С 1842 директор Азиатского музея.
Соч.: Азиатский музей, «Уч. зап. АН», т. 5, кн. 2, СПБ, 1864; Материалы к познанию иранских наречий, ч. 1—2, СПБ, 1860—66 (совм. с Мирзой Мухаммедом Шафи); Каспий. О походах древних русских в Табаристан, СПБ, 1875; Beitrag zur Geschichte des afganischen Stammes der Jusufsey, St.-Petersburg, 1838; Grammatische Bemerkungen über das Puschtu oder die Sprache der Afghanen, [s. 1.], 1839; Muhammedanische Quellen zur Geschichte der südlichen Küstenländer des Kaspischen Meeres, Tl 1—4, St.-Petersburg, 1850—58.
Лит.: Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, Соч., т. 5, М.—Л., 1958.
Б. А. Дорн.
Дорнбирн
До'рнбирн (Dornbirn), город на З. Австрии, в земле Форарльберг. 28 тыс. жителей (1961). Один из промышленных центров долины верхнего Рейна. Текстильно-трикотажная, резиновая, машиностроительная промышленность.
Дорнох-Ферт
До'рнох-Ферт (Dornoch Firth), залив Северного моря, у северо-восточных берегов Шотландии. Глубина 5—6 м. Средняя годовая температура воды на поверхности около 10°С, солёность около 35,0%0. В Д.-Ф. впадают рр. Каррон и Ойкелл. На северном берегу залива находится порт Бонар-Бридж. Рыболовство.
Дорнье Клаудиус
Дорнье' (Dornier) Клаудиус (14.5.1884, Кемптен, Германия, — 5.12.1969, Цуг, Швейцария), немецкий авиаконструктор и предприниматель. В 1907 окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. С 1910 работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. В 1914 основал в Фридрихсхафене собственную авиационную фирму. Д. создал цельнометаллические летающие лодки «Валь», До-18, До-24, До-26, которые использовались для перевозки пассажиров на южно- и североатлантических маршрутах до 2-й мировой войны 1939—45. В 1929 была построена 12-моторная летающая лодка До-Х, имевшая взлётную массу более 50 т и поднимавшая 170 пассажиров. Перед 2-й мировой войной Д. создал средний бомбардировщик До-17, затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением До-217. После 2-й мировой войны фирма Д. занималась производством самолётов для частного пользования. В 1962 Д. отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.
Лит.: «Deutscher Aerokurier», 1969, Jg 13, № 5, 1970, Jg 14, №1.
Е. И. Сухоцкий.
«Дорога жизни»
«Доро'га жи'зни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны 1941—45. По «Д. ж.» проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы (см. табл.). В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.
Время работы трассы Ввезено грузов, тыс. т Эвакуировано, тыс. чел. Водная трасса Сентябрь—ноябрь 1941 60 38,5 Май 1942 — январь 1943 780 539,5 Апрель—ноябрь 1943 200 160 Всего 1040 738 Ледовая дорога Ноябрь 1941 — апрель 1942 361 549 Ноябрь 1942 — март 1943 214 около 89 Всего 575 около 638Кроме того, в Ленинград было доставлено 300 тыс. чел. на пополнение войск. Все грузы с западного берега Ладожского озера доставлялись в Ленинград по Ириновской ветке Октябрьской железной дороги. По решению ГКО от 25 апреля 1942 по дну Ладожского озера в рекордно короткие сроки был проложен трубопровод длиной 35 км (в том числе 26 км под водой) для подачи нефтепродуктов, который вступил в строй 18 июня 1942. «Д. ж.» подвергалась обстрелам тяжёлой артиллерии и ударам вражеской авиации. Ладожская военная флотилия, войска ПВО и авиация Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота надёжно защищали «Д. ж.» и обеспечили её бесперебойное действие, что сыграло исключительно важную роль в обороне Ленинграда. Память о массовом героизме советских людей, действовавших в крайне тяжёлых условиях на «Д. ж.», увековечена в ряде памятников, установленных на берегу Ладожского озера и вдоль шоссе на Ленинград. Карту см. в ст. Ленинград.
Лит.: Павлов Д. В., Ленинград в блокаде, М., 1967; Ладога родная. Воспоминания, Л., 1969; Кондратьев З. И., Дороги войны, М., 1968; Сапаров А., Дорога жизни. Документальная повесть, Л., 1959.
Г. Б. Карамзин.
Дороги
Доро'ги, общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов.
Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. э. Обычно древнейшие Д., как и большинство Д. 2—1-го тысячелетия до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д. Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. и вдоль них возникают большие поселения.
Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. э.: «янтарный путь», пересекавший всю Среднюю Европу, «оловянный путь» от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Д. значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6—4 вв. до н. э. Из ахеменидских Д. особо известна «царская», шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Д. в конце 4 в. до н. э. была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Западную Европу. Сеть римских Д. состояла из 372 больших Д., 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Д. строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. с деревянным покрытием. Римские Д. были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды, состоящей из нескольких слоёв, достигала 1 м. Ширина мощёной части римской Д. была невелика. Аппиева Д. шириной до 4,3 м была исключением, чаще Д. предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5—3,5 м и были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Д. в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Д. в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15—16 вв. в Италии создаётся сеть Д. с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. привела к значительному росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в начале 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы) и стало широко применяться при строительстве шоссе с 20-х гг. 19 в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДО)", комментарии и мнения людей о произведении.