БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДВ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДВ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДВ)" читать бесплатно онлайн.
П. А. Генкель.
Лит.: Дарвин Ч., Способность к движению у растений, Соч., т. 8, М. — Л., 1941; Зенкевич Л. А., Очерки по эволюции двигательного аппарата животных, «Журнал общей биологии», 1944, т. 5, №3: Энгельгардт В. А., Химические основы двигательной функции клеток и тканей, «Вестник АН СССР», 1957, № 11, с. 58; Калмыков К. ф.. Исследования явлений раздражимости растений в русской науке второй половины 19 в., «Тр. института истории естествознания и техники АН СССР», 1960, т. 32, в, 7; Магнус Р., Установка тела, пер. с нем., М. — Л., 1962; Любимова М. Н., К характеристике двигательной системы растений Mimosa pudica, в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964; Поглазов Б. Ф., Структура и функции сократительных белков, М., 1965; Бернштеин Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Суханов В. Б., Материалы по локомации позвоночных, «Бюллетень Московского общества испытателей природы», 1967, т. 72, в. 2; Александр Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970.
Рис. 4. Фотонастическое движение соцветий одуванчика: слева — в пасмурную, справа — в ясную погоду.
Рис. 1. Фототропический изгиб проростков овса при одностороннем освещении.
Рис. 2. Геотропический изгиб кончика корня боба, положенного горизонтально, в течение суток.
Рис. 3. Термонастические движения цветков кактуса: слева — на холоде; справа — в тепле.
Рис. 5. Сейсмонастическое движение листьев мимозы. Лист справа опустился после лёгкого удара.
Движимость
Дви'жимость, в буржуазном гражданском праве один из видов имущества. Деление имущества на движимое и недвижимое (весьма условное) связано с теми или иными свойствами вещей и определяет их правовое положение. Обычно гражданское право континентальной Европы, Японии и некоторых других стран относит к недвижимости землю и всё, что непосредственно связано с ней (здания, сооружения и т. п.), а всё остальное — к Д. В странах англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США) деление имущества на Д. и недвижимость не употребляется во внутренних отношениях и учитывается судами только для отношений, регулируемых международным частным правом .
Для Д. установлен более простой порядок совершения сделок, упрощённая форма удостоверения права собственности и др.
Движитель
Дви'житель, устройство для преобразования энергии природного источника или механического двигателя в полезную работу, обеспечивающую движение транспортных средств.
Основным видом Д. для сухопутных транспортных средств является колесо, взаимодействующее с полотном дороги (в автомобилях, мотоциклах и т. п.), или с рельсовой колеей (в трамваях, локомотивах и т. п.). Для движения по мягкому грунту и бездорожью применяют гусеничный ход (в тракторах, танках, снегоходах). Перемещение больших масс на незначительном расстояния может осуществляться шагающими Д. (например, в экскаваторах).
Д., преобразующим энергию ветра, является парус; для использования энергии восходящих воздушных потоков применяется парящая плоскость (в планёрах) или гибкий купол (в парашютах). Для движения в воздухе, по суше и на воде применяют воздушный винт (в самолётах, вертолётах, дирижаблях, аэросанях, глиссерах, судах на воздушной подушке ). Для движения судов применяют вёсла, гребные винты и гребные колёса, крыльчатые движители , а также водомётные движители . Для перемещения в воздушной среде и космическом пространстве широко применяют Д. в виде реактивного сопла .
А. А. Пархоменко.
Движущиеся тротуары
Дви'жущиеся тротуа'ры, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения. Д. т. — вспомогательный вид городского транспорта, который может провозить до 10—20 тыс. пассажиров в час на одной движущейся ленте шириной 1 м. Д. т. в 20—40 раз повышают эффективность передвижения пешеходов в часы пик. Д. т. впервые демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 и получили распространение за рубежом начиная с 1952. В СССР исследованием Д. т. занимается Академия коммунального хозяйства и Всесоюзный научно-исследовательский институт подъёмно-транспортного машиностроения, которым изготовлены опытные образцы. Различают Д. т.: ленточные на твёрдом основании для длин до 60 м; ленточные на роликовом основании для длин до 200 м; звеньевые (пластинчатые) для длин до 100 м. Д. т. могут эксплуатироваться на горизонтальных, наклонных (до 8°) и смешанных трассах. Ширина ленты от 0,6 до 2,6 м (наиболее распространённая до 1 м ). Скорость движения тихоходных Д. т. 0,5—1 м/сек обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров на ходу. Для скоростных Д. т. (до 6 м/1 сек ) возможно использование многоленточных или дисковых посадочных устройств. Для ленточных Д. т. употребляется стальная лента толщиной 1,2—1,4 мм, покрытая слоем резины толщиной 8—10 мм с одной или с двух сторон. Известно применение резиновых лент с капроновым кордом (ФРГ) или стальными многожильными тросами (Япония) при общей толщине ленты до 25 мм. Привод бесконечной ленты осуществляется фрикционными барабанами. Звеньевые Д. т. оборудуются тележками на колёсах, катящимися в направляющих желобах. Привод — цепной, эскалаторного типа. Крупные двухполосные Д. т. действуют на станции «Бланк» Лондонского метрополитена (ширина ленты 1 м, длина 90 м ); станции «Шатле» Парижского метрополитена (ширина 1 м, длина 132 м ); в аэропорту Орли в Париже (ширина 1 м, длина 100 м ). На выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) были применены Д. т. длиной 1500 м. Возможные сферы использования Д. т.: внеуличные туннельные пешеходные переходы, пересадочные станции метрополитена, перроны вокзалов, посадочные коридоры аэровокзалов, речные и морские порты, набережные, стадионы, выставки, музеи и картинные галереи, универмаги, санатории.
Ю. М. Галонен.
Схема движущегося тротуара ленточного типа на роликовом основании: 1 — бесконечная лента; 2 — опорные ролики; 3 — поддерживающие ролики; 4 — ведущий барабан; 5 — натяжной барабан; 6 — натяжное устройство; 7 — редукторный электропривод.
Двин
Двин , Востан Двин, крупный ремесленно-торговый город, центр транзитной торговли Армении в 4—13 вв. (в 35 км к Ю. от Еревана). В 30-х гг. 4 в. армянские цари Аршакиды построили крепость и перенесли туда свою резиденцию. После падения Армянского царства в 428 Д. стал резиденцией персидских правителей Армении. В 640 стал центром арабского эмирата — Арминия. В 1236 был разрушен монголами.
Систематические раскопки Д. (состоявшего из крепости, городских кварталов и предместий) ведутся с 1937 и дали большой материал, характеризующий культуру Армении 5—13 вв. В крепости открыты развалины дворцов правителей Армении, построенных после землетрясения 893 (под ними развалины дворцовых сооружений 4—9 вв.), жилые дома должностных лиц и гончарные мастерские 10—13 вв. В центре города — остатки собора (перестроенного в 7 в. из базиликального языческого храма 3 в.), дворец католикоса (5 в.), базиликальная церковь (6 в.), здание большого караван-сарая (6 в.). Раскрыты ремесленные кварталы (мастерские — гончарных, фаянсовых и стеклянных изделий, ткацкие, ковродельческие, ювелирные и т. п.), жилые дома, система водопровода, винные погреба, складские помещения, бани и пр.
Лит.: Арутюнян В., Архитектурные памятники Двина, «Известия Академии наук Армянской СССР», 1947, № 8.
К.Кафадарян.
Двин. Центральная часть города. На переднем плане — собор, сзади справа — базиликальная церковь (6 в.), слева — дворец католикоса (5 в.). Реконструкция. Рис. А. Патрика (на основании чертежей Г. Кочояна).
Двина Западная
Двина' За'падная, река на З. Европейской части СССР; см. Западная Двина .
Двина Северная
Двина' Се'верная, река на С. Европейской части СССР; см. Северная Двина .
Двиница
Дви'ница, река в Вологодской обл. РСФСР, левый приток Сухоны. Длина 174 км, площадь бассейна 2400 км2 . В верховьях течёт на Ю.-В. вдоль южного склона Харовской гряды. Питание главным образом снеговое и дождевое. Сплавная.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДВ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДВ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДВ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДВ)", комментарии и мнения людей о произведении.