БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
Единство и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных решений жилого дома (в России — изба), в основе которого лежит сруб, или клеть, с очагом (а позже печью) и с 2- или 4-скатной крышей. Тип срубного жилища распространён в РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, Польше, Румынии, Чехословакии, Финляндии, скандинавских странах, в горных районах Италии и Швейцарии. Специфически местный характер ему придают различные размеры, расположение и формы срубов (встречаются даже характерные обычно для культовой Д. а. многогранные, например в пастушеских домиках Карпат), форма и покрытия крыш, планировка помещений (широко распространено трёхчастное деление с открытым очагом в центральной части), введение других материалов (например, каменные подклеты в альпийских домах, соломенные кровли России, Украины, Белоруссии, Польши) и особенно характер декоративного убранства фасадов и интерьеров. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (длина 7—10 м, диаметр 25—50 см; см. Венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов-«самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых жердей («куриц») с крюками, на которых удерживается водосток. Все детали соединены без гвоздей. Обусловленный этой конструкцией предельно логичный, ясный и монументальный объём с мерным ритмом незакрытых венцов, контрастирующий с устремлённой вверх нарядной крышей, создаёт особую выразительность деревянных жилых построек, которая усиливается введением специфических декоративных элементов (лаконичная и скупая скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки и курицы крыши, балясины галерей). С удешевлением пилёного леса (после появления в 18 в. водяных, а затем и паровых лесопилок) распространились более дешёвые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, «полотенца», наличники окон, балясины галерей, подзоры и т.д.); усложняется резьба (рельефная и пропильная), подражая элементам каменного декора (в формах наличников, фронтонов, балясин).
Клеть делится на отдельные ячейки — помещения (2 — в центральной и северной России; 3 — на Украине, в Белоруссии, Прибалтике). К срубу по мере надобности прирубаются другие, образуя «двойни», «тройни». Размеры брёвен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно увеличить её высоту. Система клетей с башнями-«повалушами», соединённых сенями и переходами, на Руси называлась «хоромами». Свободная, живописная композиция характерна для 3-этажных хором Строгановых в Сольвычегодске (1565, не сохранились) и особенно для дворца Алексея Михайловича в с. Коломенском под Москвой (1667—1668), с его асимметрией, разнообразием покрытий, сложной системой крылец, нарядной резьбой. Многообразные типы сохранившихся русских изб 18—19 вв. делятся на несколько стилистических групп. В северных районах преобладают: 4-стенные избы на высоком подклете, с двускатной крышей, далеко выступающей над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской областях); дома «кошелем» (изба и хозяйственный двор поставлены рядом и покрыты одной асимметричной крышей) и «брусом» (двор примыкает к избе сзади) — в Карельской АССР. Сильные свесы крыш, мощные брёвна срубов и накатов «взвоза» (въезда на сеновал), скупость резных деталей придают северным избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири — «двойни», «тройни» и 4-стенные, на высоком подклете, носящие ещё более замкнутый, крепостной характер. Бревенчатые стены, широкие пластины пола, «матицы» (балки) потолка, прикреплённые к стенам лавки и кровати с резными подзорами, огромные печи, цветочные росписи (сдержанные на С. и более пышные в Сибири) позволяют ощутить гармонию и связь всех деталей интерьера. Более приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье, Северное Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной «глухой» резьбой (так называемая корабельная резь).
В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность которой иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами — глиной, камнем, кирпичом (см. Фахверк). Простейшие деревянные дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. По сравнению со срубной открытая каркасная конструкция, с её ритмическими рядами опор и ригелей, допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с простейшими 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались огромные комплексы дворцовых каркасных зданий (7—12 вв.). Мощные столбы, резные и расписанные кронштейны-«доугуны» и массивные изогнутые черепичные крыши создают впечатление большой нарядности сооружения. Очень лёгкие японские каркасные дома, в отличие от китайских, несимметричны и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Во многих странах Европы (ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и др.) богато развито фахверковое зодчество.
В хозяйственных постройках (амбары, склады, мельницы, мосты, бани) особенно чётко проявляется инженерно-конструкторское мышление народных мастеров. Применяемые здесь особые, функционально оправданные конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы и галереи амбаров и сеновалов, тонкие сваи бань, мощные подпоры мостов) создают острые, выразительные силуэты построек.
Древнейшие деревянные культовые сооружения известны только по литературным источникам. В русских летописях упоминаются дубовый «о 13 верхах» Софийский собор в Новгороде (989), Успенский собор в Ростове Великом (992) и др. Храм, являвшийся единственным общественным сооружением, выделялся высотой и размерами среди рядовой застройки города или села. Сохранившиеся на территории РСФСР памятники датируются в основном 15—18 вв. Наиболее распространены «клетские» односрубные, напоминающие избу храмы с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор) — Лазаревская церковь Муромского монастыря (конец 14 в., ныне в Кижах), церковь с. Бородава (1486, ныне в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Разнообразны шатровые храмы (6—8-гранные, квадратные или крестообразные срубы, покрытые шатром). Центральный сруб, часто расширенный вверху в виде раструба-«повала» (для опоры шатра и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками (покрытыми скатами и бочками), крыльцами, галереями с изящной резьбой (церкви в Панилове Архангельской области, 1600, в Варзуге Мурманской области, 1674, в Кондопоге, 1774; собор в Кеми, 1711—17). Характерны также кубоватые покрытия (см. Бочка), несущие 5 глав (храмы в с. Кушерека, 1669, Пияла, 1695; Преображенская церковь в Турчасове, 1781; все — в Архангельской области). Для средней полосы России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков (церковь в селе Ширково Калининской области, 1697) или восьмериков (церкви Вознесения в Торжке Калининской области, 1653, Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской области, 1687 или 1689). Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи, в которых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и трепетной узорчатостью покрытых лемехом глав. Шатровые восьмигранные колокольни были каркасными и обшивались в нижних ярусах брёвнами, тогда как верхние части столбов образовывали открытую галерею — звонницу. Во внутреннем убранстве церквей широко использовались резьба и росписи, придававшие интерьеру радостный, праздничный характер (часовня Умиления богородицы в деревне Корбе Карельской АССР, 18 в.).
Простейший вид украинской деревянной церкви — приземистая бескупольная церковь «хатного» типа из трёх срубов разной высоты с двускатными (церковь в с. Сычин Волынской области, 16 в.), 8-гранными шатровыми (собор в Ковеле Волынской области, 1505; Николаевская церковь в Виннице, 1746) или полусферическими шлемовидными завершениями (церковь Юры в Дрогобыче, 1654). Срубы часто обшиты горизонтально положенными досками. Распространены крестообразные в плане церкви с 1—9 верхами. Центральный сруб с наиболее развитым верхом всегда господствует над церковью, приближая её силуэт к пирамиде (собор в Новомосковске Днепропетровской области, 1773—81) и достигая очень большой высоты [высота храма в Березне Черниговской области (1761) — 34 м]. Наиболее характерны трёхсрубные (с размещением срубов по одной оси) храмы — с уступчатыми пирамидальными покрытиями, придающими невысоким объёмам динамичность и устремление вверх. Есть храмы, завершённые целым каскадом уступов-«заломов» (церковь Николая из с. Кривки с 6 заломами, 1763, ныне во Львове). В трёхсрубных церквах карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Деревянные гвозди, прикрепляющие доски к срубу, образуют узор. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба — 2-я половина 15 в., Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, 2-я половина 17 в.), Чехословакии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725 — 26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей стилей каменной западноевропейской архитектуры (готики, барокко, классицизма). В синагогах этих стран деревянные срубы завершаются подвесными стропильными конструкциями, позволяющими перекрывать обширные помещения (в Гродно — в Белоруссии; в Гвоздце близ Черновиц и Острополе близ Житомира — на Украине; в Заблудуве — в Польше; все — 17 в.). Подвесные стропильные конструкции, к которым подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись в срубных церквах Финляндии — в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер М. Хармя) и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.