БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
ДНК служит также матрицей для синтеза рибонуклеиновых кислот (РНК), определяя тем самым их первичную структуру (транскрипция). Через посредство информационной РНК (и-РНК) осуществляется трансляция — синтез специфических белков, структура которых задана ДНК в виде определённой нуклеотидной последовательности. Итак, если РНК переносит биологическую информацию, «записанную» в молекулах ДНК, на синтезируемые молекулы белков, то ДНК сохраняет эту информацию и передаёт её по наследству. Эта роль ДНК доказывается тем, что очищенная ДНК одного штамма бактерий способна передавать др. штамму признаки, характерные для штамма-донора, а также тем, что ДНК вируса, обитавшего в скрытом состоянии в бактериях одного штамма, способна переносить участки ДНК этих бактерий на др. штамм при заражении его этим вирусом и воспроизводить соответствующие признаки у штамма-реципиента. Т. о., наследственные задатки (гены) материально воплощены в определённой последовательности нуклеотидов в участках молекулы ДНК и могут передаваться от одного индивидуума другому вместе с этими участками. Наследственные изменения организмов (мутации) связаны с изменением, выпадением или включением азотистых оснований в полинуклеотидные цепочки ДНК и могут быть вызваны физическими или химическими воздействиями. Выяснение строения молекул ДНК и их изменение — путь к получению наследственных изменений у животных, растений и микроорганизмов, а также к исправлению наследственных дефектов.
Лит.: Химия и биохимия нуклеиновых кислот, под ред. И. Б. Збарского и С. С. Дебова, Л., 1968; Нуклеиновые кислоты, пер. с англ., под ред. И. Б. Збарского, М., 1966; Уотсон Дж., Молекулярная биология гена, пер. с англ., М., 1967; Дэвидсон Дж., Биохимия нуклеиновых кислот, пер. с англ., под ред. А. Н. Белозерского, М., 1968.
И. Б. Збарский.
Схема двойной спирали молекулы ДНК (модель Уотсона и Крика): А — аденин; Т — тимин; Г — гуанин; Ц — цитозин; Д — дезоксирибоза; Ф — фосфат.
Дезорганизация
Дезорганиза'ция (от франц. désorganisation — расстройство), расстройство организации, нормальной деятельности, нарушение дисциплины, беспорядок, разлаженность, развал.
Дезориентация
Дезориента'ция (франц. désorientation), 1) введение в заблуждение, лишение правильной ориентации. 2) Потеря правильных представлений о времени и пространстве.
Дезоровская личинка
Дезо'ровская личи'нка (по имени швейцарского учёного Э. Дезора, Е. Desor; 1811—1882), пелагическая или донная личинка некоторых немертин, развивающихся без стадии пилидия. Д. л. претерпевает метаморфоз, сопровождающийся образованием так называемых имагинальных дисков, из которых возникают покров и тело молодой немертины. Личиночные покровы отмирают.
Дезурбанизм
Дезурбани'зм (от дез... и лат. urbanus — городской), направление в градостроительстве 20 в., отрицающее положительную социальную роль крупных городов и проповедующее рассредоточение населения за их пределами. Появление Д. связано с обострением противоречий между городом и деревней и с кризисом капиталистического города. Идеи Д. проявились уже в социальных утопиях начала 19 в. (небольшие коммуны в окружении природы). В конце 1920-х гг. идеи Д. оказали влияние на творчество некоторых советских архитекторов (М. Я. Гинзбург, М. О. Барщ и др.); в своих теоретических статьях социолог М. Охитович предлагал строить вдоль автострад ленточные поселения с жилищами, рассчитанными на одного человека. Наиболее последовательно идеи Д. были сформулированы в книге Ф. Л. Райта «Исчезающий город» (1932) и его проекте города (1935), в котором предлагалось размещать жилые и общественные постройки среди с.-х. угодий. После 2-й мировой войны 1939—45 идеи Д. нашли частичное отражение при проектировании городов-спутников.
С. О. Хан-Магомедов.
Деизм
Деи'зм (от лат. deus — бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Д. развился прежде всего в Великобритании. Родоначальником его считается английский философ лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине», 1624). К Д. примыкали мыслители различных направлений — как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам Маркса, Д. «... есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться от религии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее развитие Д. получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке — Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен, Т. Пейн. Близко к Д. стоял Дж. Локк. Высказанный Д. Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии», 1779). Во Франции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Ж. Ж. Руссо. С критикой Д. выступали французские материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве философского рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д. своеобразно преломились в сочинении И. Канта «Религия в пределах только разума» (1793, рус. пер. 1908). Среди русских прогрессивных мыслителей Д. получил распространение в конце 18 — начале 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д. сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17—18 вв.; в дальнейшем утратил своё прогрессивное значение.
В современной буржуазной философии Д. не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97—99; [Орбинский P. В.], Английские деисты 17 и 18 столетий, «Записки Новороссийского университета», 1868, год 2, т. 3, в. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии», М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Sayous Ed., Les déistes anglais et le christianisme... (1696—1738), P., 1882; Torrey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven — Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934; Schlegel D. B., Shaftesbury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.
Деионизация
Деиониза'ция газа, исчезновение в занимаемом газом объёме носителей свободного электрического заряда (положительных и отрицательных ионов и электронов). К Д. приводят рекомбинация ионов и электронов, их диффузия к границам занимаемого газом объёма, а также вытягивание заряженных частиц наложенным на газ внешним электрическим полем. Время, необходимое для уменьшения концентрации носителей заряда в определённое число раз (например, до 10-3 или 10-6 от начальной концентрации), называется временем Д. Оно является важной характеристикой газоразрядных и др. приборов, в которых происходит ионизация газа — газонаполненных выпрямителей тока, тиратронов, игнитронов, антенных переключателей, счётчиков заряженных частиц и т.д. Время Д. зависит от природы газа, геометрии занимаемого им объёма, наличия и изменения во времени внешнего электрического поля, а также от распределения полей пространственных зарядов.
Лит. см. при ст. Ионизация.
Деисус
Де'исус, деисис (от греч. déеsis — моление), древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Д. на трёх отдельных досках и многочастные Д.
Лит.: Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 131 — 39.
Дей
Дей (от тур. dayı, буквально — дядя, в переносном смысле — храбрец),
1) почётное звание в янычарских войсках (см. Янычары) и некоторых областях Османской империи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.