БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
Главной причиной поражения восстания было то, что крестьянство и армия не поднялись вместе с рабочими. В Москве пролетариат не сумел добиться перехода солдат на свою сторону, хотя большая часть войск Московского гарнизона была охвачена революционным брожением. Был упущен благоприятный для начала восстания момент, когда в Москве восстал Ростовский полк. В связи с арестом руководителей восстание превратилось в разрозненные выступления отдельных районов города. Восстания в различных городах не слились в единое всероссийское вооруженное выступление против царизма. Восставшие оборонялись, а не наступали. Руководство восстанием в стране отставало от стихийного напора масс. У восставших не было опыта вооруженной борьбы, не хватало оружия. В ходе декабрьских революционных событий трудящиеся массы приобрели великий опыт вооружённой борьбы и поняли, что царизм может и должен быть свергнут вооружённым восставшим народом.
В оценке восстания большевики и меньшевики стояли на принципиально противоположных позициях. Лидер меньшевиков Г. В. Плеханов заявил: «Не нужно было браться за оружие». Ленин, большевики указывали, что «напротив, нужно было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было разъяснять массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспощадной вооруженной борьбы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 371 — 72). Ленин писал: «До вооруженного восстания в декабре 1905 года народ в России оказывался неспособным на массовую вооруженную борьбу с эксплуататорами. После декабря это был уже не тот народ. Он переродился. Он получил боевое крещение. Он закалился в восстании. Он подготовил ряды бойцов, которые победили в 1917 году...» (там же, т. 37, с. 386 — 87). Осваивая и распространяя опыт декабрьских боев 1905, большевики учились и учили рабочий класс необходимости относиться к восстанию, как к искусству.
Лит.: Ленин В. И., Задачи отрядов революционной армии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11; его же, Победа кадетов и задачи рабочей партии, там же, т. 12; его же, Уроки московского восстания, там же, т. 13; его же, Доклад о революции 1905 года, там же, т. 30; Яковлев Н. Н., Вооруженные восстания в декабре 1905 года, М., 1957; его же. Московское декабрьское восстание 1905 г. в исторической литературе, в кн.: История и историки. Историография истории СССР. Сб. ст., М., 1965.
Н. Н. Яковлев.
Первый номер газеты «Известия» от 7 декабря 1905 с текстом манифеста Московского совета рабочих депутатов «Ко всем рабочим, солдатам и гражданам».
Декав Люсьен
Дека'в (Descaves) Люсьен (19.3.1861, Париж, — 6.9.1949, там же), французский писатель и публицист. Увлечение натурализмом сказалось в первом сборник его новелл «Мучения Элоизы Пажаду» (1882). Те же тенденции характеризуют роман «Унтер-офицеры» (1889), где разоблачается развращающий быт французской армии, а также последующие произведения Д., в основе социальные и демократические. В центре наиболее известного романа Д. — «Колонна» (1901, рус. пер. 1930) — ниспровержение Вандомской колонны в период Парижской Коммуны 1871;проникнутый верой в Коммуну и её борцов, роман, однако, не отразил значения революции и роли народных масс, поскольку Д. подчинил повествование идее реформизма, а не революции. В 1900—44 Д. секретарь, с 1945 президент Академии Гонкуров.
Соч.: La cage. Drame, P., 1898; Philémon, vieux de la vieille, P., 1913; Souvenirs d'un ours, P., 1946; в рус. пер. — Варавва, [X.], 1926.
Лит.: История французской литературы, т. 3., М., 1959; Zévaès A., Les procès littéraires au XIX siècle, P., 1924; Descaves P., Mémoires de ma mémoire, P., 1960.
М. А. Гольдман.
Декада
Дека'да (от греч. dekás, родительный падеж dekádos — десяток), 1) период времени длительностью в 10 дней. В календаре Великой французской революции неделя была заменена Д. 2) Группа, состоящая из десяти каких-либо единиц (в древности — при счёте солдат и т. п.). 3) Десятидневный промежуток времени, посвященный какому-либо общественному событию, явлению (например, Д. украинской литературы, Д. азербайджанской музыки и т. п.).
Декадентство
Декаде'нтство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.
Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими“ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.
Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 — начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма — в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к ним О. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д'Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 — начала 20 вв., как О. Уайльд — в Великобритании, М. Метерлинк — в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке — в Австрии, М. Пруст — во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).
В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905—07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.
Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.
Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27—28, М., 1937; Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, [1966].
О. Н. Михайлов.
Декадно-шаговая автоматическая телефонная станция
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.