БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
Делагоа
Делаго'а (Delagoa), залив, одна из лучших гаваней Индийского океана у юго-восточных берегов Африки. Длина около 112 км, ширина 25—40 км, глубина 10—16 м. Берега низменны, болотисты, покрыты лесом. Устья впадающих рек затоплены и образуют хорошие бухты. В заливе расположен порт Лоренсу-Маркиш (Мозамбик).
Делаж Ив
Дела'ж (Delage) Ив (13.5.1854, Авиньон, — 7.10.1920, Со, департамент О-де-Сен), французский зоолог, член АН в Париже (1901). Свои работы по морфологии беспозвоночных [о развитии паразитических ракообразных (саккулины), турбеллярий, губок и др.] обобщил в многотомном труде «Руководство частной зоологии» (1896—1901), написанном совместно с Э. Эруаром. Особое внимание Д. уделял изучению оплодотворения и партеногенеза; добился развития партеногенетической личинки морского ежа до взрослого состояния. Основал журнал «L'Année biologique».
Соч.: La parthénogénése naturelle et expérimentale, P., 1930 (совм. с М. Goldsmith).
Делакруа Фердинанд Виктор Эжен
Делакруа' (Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, — 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816—22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революционных тенденций. В 1822 выставил картину «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагического пафоса. Картиной «Резня на Хиосе» (1823—24, Лувр) Д. откликнулся на современные события, изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики. В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827, Музей изящных искусств, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта («Тассо в доме умалишённых», 1824, Художественный музей, Винтертур; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр; «Убийство епископа Льежского», 1829, Музей изящных искусств, Лион); в литографиях на темы «Фауста» (1827—28) и «Гамлета» (1834—1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.
В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», Лувр; см. илл. к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте», Музей изящных искусств, Бордо; «Мирабо и Дрё-Брезе», Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830, Лувр; «Битва при Нанси», 1831—34, Музей изящных искусств, Нанси; «Битва при Тайбуре», 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.
Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 1833—34, и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839, — в Лувре; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистические завоевания Д. ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, — в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 1833—47, и Люксембургского, 1845—47, дворцов, Старой ратуши, 1849—53, галереи Аполлона в Лувре, 1849—51, церкви Сен-Сюльпис, 1849—1861, — в Париже), так же как его многим картинам 1840—50-х гг. на исторические, религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна», 1840, Музей изящных искусств, Руан; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840—41, Лувр; «Битва св. Георгия с драконом», около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.
Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности.
Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М., 1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1—2, М., 1961.
Лит.: [Кожина Е. Ф.], Эжен Делякруа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1—3, P., 1926—29; Huyghe R., Delacroix, L., 1964.
С. В. Морозова.
Батальный жанр. Э. Делакруа. «Битва при Тайбуре». 1837. Национальный музей Версаля и Трианонов. Версаль.
Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.
Деламбр Жан Батист Жозеф
Дела'мбр (Delambre) Жан Батист Жозеф (19.9.1749, Амьен, — 19.8.1822, Париж), французский астроном, геодезист и метролог. С 1792 член и с 1803 секретарь отделения математических наук Парижской АН. Совместно с П. Мешеном принимал (1792—97) участие в градусном измерении дуги меридиана от Дюнкерка до Барселоны, послужившем основанием для установления метрической системы мер. Д. вычислил таблицы видимых движений Солнца, больших планет и спутников Юпитера. Усовершенствовал методы астрономических вычислений. Написал 6-томную историю астрономии.
Соч.: Histoire de l'astronomie ancienne, v. 1—2, P., 1817; Histoire de l'astronomie du moyen âge, P., 1819; Histoire de l'astronomie moderne, v. 1—2, P., 1821; Histoire de l'astronomie au dix-huitiéme siécle, P., 1827.
Деламинация
Деламина'ция (от позднелат. delamino — разделяю на слои), один из способов гаструляции, при котором клетки зародыша делятся параллельно его поверхности.
Деламот Жан Батист Мишель
Деламо'т (de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729—1800), архитектор; см. Валлен-Деламот Ж. Б. М.
Деландр Анри
Дела'ндр (Deslandres) Анри (24.7.1853, Париж, — 15.1.1948, там же), французский астроном, член Парижской АН (1902). Член Бюро долгот и директор Медонской обсерватории (близ Парижа). В 1891 Д. изобрёл спектрорегистратор скоростей и спектрогелиограф (независимо от американского астронома Д. Хэла). С помощью этого инструмента он осуществлял на Медонской обсерватории повседневное фотографирование хромосферы на всей площади диска Солнца. Кроме того, Д. открыл закономерности в расположении полос поглощения в спектрах газов, совместно с А. А. Беккерелем исследовал действие магнитного поля на положения спектральных линий, измерил скорости вращения различных частей колец Сатурна и получил многочисленные фотографии больших планет и планетарных туманностей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.