БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная организация, спаянная едиными идейными, организационными и тактическими принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации и их комитеты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы какие-либо проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих организаций. Строгое подчинение организаций центру, низших организаций — высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см. Демократия внутрипартийная).
Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов партийных органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипартийной информации.
По принципу Д. ц. построены и работают в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи и др. Д. ц. стал основой построения органов Советской власти, что означает: выборность всех органов государственной власти в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов государственного управления представительными органами. Все органы государственной власти и государственного управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты советских государственных органов обязательны к исполнению на всей территории деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения советских государственных органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).
В советском многонациональном государстве Д. ц. сочетается с социалистическим федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая роль Коммунистической партии.
Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: «Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма» (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно современные ревизионисты с особой яростью нападают на Д. ц., предлагая «отделить демократию от централизма», обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т.д. Разрыв неделимого принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политической партии. «Левые» ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократический централизм.
Как показывает исторический опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистической партии ведут к серьёзным последствиям и несут угрозу социалистическому строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни на основе принципа Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в международном коммунистическом движении в настоящее время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий 17 июня 1969 «Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил» отмечается, что «национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистического и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политическую силу современности.
Л. В. Шириков.
Д. ц. в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйственного руководства при социализме, соответствующий отношениям общественной социалистической собственности на средства производства. Принцип Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Демократический характер экономического управления при социализме, предопределённый отношениями социалистической собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев хозяйства, в результате чего процесс экономического управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.
Основополагающие методологические и теоретические идеи относительно Д. ц. в управлении народным хозяйством выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. «Наша задача теперь, — указывал Ленин, — провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т.п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское учение о Д. ц. в хозяйственном строительстве получило в теоретической и практической деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистических стран, в работах экономистов-марксистов об экономическом управлении социалистическим хозяйством.
Общественная социалистическая собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего народного хозяйства важнейшие функции экономического управления. В то же время Д. ц. предполагает хозяйственную самостоятельность отдельных объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономических задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехозяйственного руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистического общества в целом. Это единство выражается в наличии общественного экономического интереса, в неантагонистическом характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего хозяйства. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хозяйственных целей. Отсюда необходимость разнообразить хозяйственные решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехозяйственных установок в рамках единого народно-хозяйственного плана.
Социализму присуще демократическое осуществление централизации при решении экономических задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хозяйственной жизни общества: в первую очередь формирование народно-хозяйственной структуры и народно-хозяйственных пропорций, определение направления и темпов экономического развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы норм хозяйственного поведения для всех хозяйственных звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства хозяйством и реальное подчинение действий относительно обособленных хозяйственных звеньев интересам развития общественного производства в целом. Хозяйственная самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хозяйственного руководства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.