БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать бесплатно онлайн.
Историческое место философии Д. определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д. — понятии «атома» как некоторого неделимого материального индивидуума (греч. átomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»), который признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным какому-либо воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абсолютному ничто, абсолютному небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрическое тело, которое также неразрушимо, вечно и не имеет каких-либо физических свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также «фигурами» (греч. schemata) или «видиками» (греч. éidōla), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физическими или геометрическими телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естественной необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отдельные цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, «видиками», действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.
Душа также состоит из атомов — огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отдельной наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об историческом прогрессе в области наук, искусств и ремёсел, происхождение которых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии («линия Демокрита») (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375—76).
Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von H. Diels,9 Aufl., Bd 2, B., 1959, гл. 68, S. 81—229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита — в кн.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209—365.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17—98; Лурье С. Я., Демокрит, М., 1970; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. Ф., Демокрит, [М.], 1960; Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428—500; Natorp P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, B., 1884, S. 164—208; Lőwenheim L., Die Wissenschaft Demokrits..., B., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, B., 1935.
А. Ф. Лосев.
Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.
Демон
Де'мон (от греч. dáimon), в древнегреческой религии и мифологии — всякое не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее человеку в исполнении его намерений; в христианской религии — злой дух, бес, дьявол.
Демонетизация
Демонетиза'ция (от де... и монета), лишение государственной властью монет силы законного платёжного средства и средства обращения. Монета, подвергшаяся Д., сохраняет свою стоимость лишь в соответствии со стоимостью содержащегося в ней металла (по его весу). Д. проводится в связи с изменением денежной системы, например в случае обесценения металла, из которого чеканится монета, и перехода к новому валютному металлу. Так, падение стоимости меди привело к Д. медной монеты в странах с медной валютой. Непрерывное обесценение серебра в 19 в. заставило почти все государства произвести Д. серебряной монеты и перейти к золотой валюте. В СССР в 1961 в связи с изменением масштаба цен и выпуском новых денежных знаков была проведена Д.: монеты от 5 коп. и выше были изъяты из обращения, за монетами достоинством в 1, 2 и 3 коп. сохранена законная платёжная сила; они применяются наравне с новыми монетами того же достоинства.
Д. может проводиться и по политическим соображениям (например, Д. монет царской чеканки в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции).
Демонология
Демоноло'гия (от демон и ...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистическим членением Вселенной на мир добра и мир зла — в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях, испытавших влияние зороастризма (иудаизм, христианство, ислам и др.), Д. также стала важной составной частью вероучения.
Демонстрация
Демонстра'ция (от лат. demonstratio — показывание), 1) шествие, митинг и др. формы массового выражения общественных настроений (см. Демонстрация политическая). 2) Наглядный способ ознакомления слушателей с каким-либо явлением, предметом, например Д. на учебных занятиях моделей животных, химических реакций и прочее. 3) Угрожающие действия со стороны какого-либо государства. В переносном смысле — нарочито подчёркнутое, вызывающее поведение.
Демонстрация политическая
Демонстра'ция полити'ческая, массовое выражение общественного настроения, народного торжества или гнева, политических требований, протеста (шествие, митинг и т.п.). До победы социалистического строя — одна из форм революционной борьбы пролетариата, трудящихся масс. Развитие революционного движения сопровождалось Д. п.; они широко проводились ещё в эпоху буржуазных революций 17—18 вв., в особенности в годы Великой французской революции 1789—94. Начиная с 19 в. Д. п. становятся важной формой политической борьбы рабочего класса. Мощными Д. п. сопровождались: борьба английских рабочих за избирательную реформу, восстания лионских ткачей 1831—34, движение чартистов, Революции 1848, Парижская Коммуна 1871 и др.
Д. п. особо острый характер принимают в эпоху империализма, широко развёртываясь как в метрополиях, так и в колониях, являясь мощным средством борьбы против империализма, против колониализма, за социализм, против расизма, против развязывания империалистических войн, за мир.
В России первые Д. п. происходят в 60—70-х гг. 19 в.; активное участие в них принимала разночинная интеллигенция, а затем всё большие массы рабочих (например, демонстрации 1876, 1891, 1896, 1901 и 1902). Д. п. сопровождалось празднование Первого Мая. Грандиозные Д. п. происходили в ходе трёх русских революций — Революции 1905—07, Февральской буржуазно-демократической революции и Великой Октябрьской социалистической революции 1917. Во время Революции 1905—07 произошли такие крупные Д. п., как январские демонстрации против злодеяния царизма 9 января 1905, демонстрация во время похорон Н. Э. Баумана в октябре 1905, демонстрации во время Октябрьской Всероссийской политической стачки и декабрьских вооружённых восстаний и т.д. В период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 под руководством партии большевиков проходил ряд мощных демонстраций, направленных против политики Временного правительства, мобилизующих рабочий класс на борьбу за перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую (апрельская, июньская и июльская демонстрации).
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в России и социалистических революций в ряде стран Европы и Азии характер Д. п. в СССР и др. социалистических странах коренным образом изменился. Ежегодно в СССР и странах социализма проходят многомиллионные демонстрации в дни революционных праздников — 1 Мая, в годовщину Октябрьской революции и в годовщины народных социалистических революций. Они являются выражением торжества, преданности народов социалистическому строю, наглядным показом успехов и достижений. Мощными демонстрациями выражали и выражают трудящиеся СССР и др. социалистических стран свой гнев и протест против происков международного империализма, выступают в защиту дела борьбы за мир, демократию и социализм. На Д. п. демонстранты несут знамена, стяги, лозунги, транспаранты, портреты и т.п.
Демонстрация 18 июня 1917. Петроград.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.




























