БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)" читать бесплатно онлайн.
Джонсонова трава
Джо'нсонова трава', многолетнее сорное растение семейства злаковых, то же, что гумай.
Джонстаун
Джо'нстаун (Johnstown), город на С.-В. США, в штате Пенсильвания, на р. Конемо. 42,5 тыс. жителей (1970), с пригородами — 262,8 тыс. Расположен в районе Аппалачского каменно-угольного бассейна. В горнодобывающей промышленности занято около 5 тыс. чел., в обрабатывающей — 25 тыс. Чёрная металлургия, химическая, силикатная, текстильная промышленность; производство шахтного оборудования.
Джордж Генри
Джордж (George) Генри (2.9.1839, Филадельфия, — 29.10.1897, Нью-Йорк), американский экономист, публицист. Буржуазный радикал, распространявший среди рабочих буржуазно-реформистские взгляды. Выдвигал идею «единого земельного налога», как средства обеспечения всеобщего достатка, и «социального мира», которую Ф. Энгельс назвал насквозь буржуазной (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 78). Д. анализировал зарплату, процент, ренту, капитал, экономические кризисы с антинаучных вульгарных позиций.
Соч.: Progress and poverty. An inquiry into the cause of industrial depressions and of increase of want with increase of wealth. The remedy, L., 1890.
Лит.: Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, с. 151—70; Rose Ed. J., Henry George, N. Y., [1968] (библ. с. 170—72).
Джорджеску Джордже
Джордже'ску (Georgescu) Джордже (16.9.1887, Сулина, — 1.9.1964, Бухарест), румынский дирижёр, народный артист СРР (1954). Академик. Учился в Бухарестской консерватории по классу виолончели, затем в Высшей музыкальной школе в Берлине (1910—12). С 1911 выступал как солист, в 1916—18 совершенствовался в дирижёрском искусстве у Р. Штрауса и А. Никиша. С 1920 главный дирижёр (в 1920—44 генеральный директор) оркестра Бухарестской филармонии и одновременно дирижёр Оперного театра в Бухаресте (1922—40 с перерывами).
Д. был одним из крупнейших современных дирижёров. Особое место в его огромном репертуаре занимала музыка румынских композиторов. Дирижировал во многих городах мира. В СССР был 4 раза (в 1952—1958). Государственная премия СРР (1949, 1957).
Лит.: Voiculescu L., George Georgescu, Buc., 1957; Breazul G., Muzica românească, в его кн.: Pagini din istoria muzicii româneşti, Buc., 1966.
Р. Э. Лейтес.
Джорджи система единиц
Джо'рджи систе'ма едини'ц, название, установленное в 1958 Международной электротехнической комиссией (МЭК) для системы единиц электрических и магнитных величин, в основу которой положены четыре единицы: метр, килограмм, секунда и ампер. Названа в честь итальянского электротехника и физика Дж. Джорджи (G. Giorgi), впервые предложившего эту систему в 1901. Однако более распространено второе название Д. с. е. — по начальным буквам наименований основных единиц — МКСА система единиц, которое было установлено МЭК одновременно с первым названием.
Джорджия (пролив в Канаде)
Джо'рджия (Georgia), пролив между островом Ванкувер и юго-западным побережьем Канады. Длина около 240 км, ширина 25—30 км. Глубины до 400 м. Много островов. На канадском берегу — г. Ванкувер.
Джорджия (штат в США)
Джо'рджия (Georgia), штат на Ю.-В. США. Площадь 152,5 тыс. км2. Население 4590 тыс. чел. (1970), свыше 1/4 — негры. Городское население 60,3% (1970). Административный центр и крупнейший город — Атланта. Большая часть территории Д. занята низменной приморской равниной, пересечённой судоходными рр. Саванна, Олтамахо, Флинт. На С. и С.-З. — отроги и предгорья Аппалачских гор, прорезаемые р. Чаттахучи. Климат субтропический, влажный; осадков 1300—1600 мм в год. В горах сохранились леса (главным образом вторичные), состоящие в основном из дуба, сосны и бука.
Д. — индустриально-аграрный штат. В обрабатывающей промышленности занято 477 тыс. чел. (1969). Установленная мощность электростанций 5 млн. квт (1968), 1/5 её приходится на ГЭС. Значительное развитие в Д. получила текстильная, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность (гг. Огаста, Колумбус, Саванна и др.). Имеются крупные авиационные (фирма Локхид) и автосборочные предприятия, производство металлоконструкций, химическая промышленность — в Атланте. Свыше 1/2 стоимости товарной продукции сельского хозяйства даёт животноводство, большую роль играет птицеводство (главным образом выращивание цыплят-бройлеров). В 1970 насчитывалось (в тыс. голов) крупного рогатого скота 1889, свиней 1780. Главные культуры (по стоимости продукции): арахис, кукуруза, табак, хлопчатник. Садоводство и овощеводство. Протяжённость ж. д. 8,7 тыс. км (1968); крупный транспортный узел — Атланта. Главный морской порт — Саванна; вывоз лесоматериалов и сельскохозяйственной продукции, ввоз нефти.
М. Е. Половицкая.
Д. — один из первых 13 штатов США. До Войны за независимость в Северной Америке 1775—83 — английская колония (первые поселенцы из Англии прибыли на территорию Д. в 1733). В 1776 Д. вместе с 12 другими английскими колониями провозгласила независимость и участвовала в образовании США. Во время Гражданской войны в США 1861—65 рабовладельцы Д. принимали активное участие в мятеже Южных штатов. В Д. сохраняется расовая дискриминация; действуют организации ку-клукс-клана.
Джорджия.
Джорджоне
Джорджо'не (Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, — сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).
Основная область творчества Д. — светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Д. — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д. 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Гроза», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа. В поздних произведениях Д. («Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д. своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.
Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27—42; Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, №1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. — Münch., 1964.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДЖ)", комментарии и мнения людей о произведении.