БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)" читать бесплатно онлайн.
В начале 20 в. некоторые публицисты и писатели в своём творчестве стали пропагандировать идеи социализма: Шибли Шмайиль (1860—1917), Салама Муса (1888—1958), Мустафа Хасанейн аль-Мансури (р. 1890) и др.
С подъёмом национально-освободительного движения в 1919—21 открывается новейший период в истории литературы Е. Он ознаменовался обновлением поэтических форм, намеченным ранее в творчестве Халиля Мутрана (1871—1949), и утверждением романтизма в поэзии: литературной группы «Поэты Дивана» (Аббас Махмуд аль-Аккад, 1889—1970; Абдаррахман Шукри, 1886—1958, и др.) и особенно «Поэты Водопада» (Осман Хильми, 1894—1962, и др.) и «Апполон» (Ахмед Заки Абу Шади, 1892—1955; Ибрахим Наги, 1898—1953; Али Махмуд Таха, 1902—49, и др.). Утверждается критический реализм в прозе: сборники рассказов «Шейх Джума» и «Дядя Миталли» (оба 1925) Махмуда Теймура (р. 1894), повесть «Дни» (ч. 1, 1926—27; ч. 2, 1939) и социальный роман «Зов горлицы» (1934) Тахи Хусейна (р. 1889), социально-бытовой роман «Возвращение духа» (1927, опубл. 1933) и повесть «Записки провинциального следователя» (1937) Тауфика аль-Хакима (р. 1898), роман «Ибрахим-журналист» (1931) Ибрахима Абд аль-Кадира аль-Мазини (1890—1947). Значительная роль в развитии реалистической прозы сыграли литературная группа Ахмеда Лутфи ас-Сайида (1872—1963) и «Современная школа» Ахмеда Хейри Сайида (1894—1962), участники которой познакомили арабского читателя с произведениями Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького. В драматургии наряду с исторической появляется современная тематика: «Незваный гость» (1918) Тауфика аль-Хакима, «Пропасть» (1921) Мухаммеда Теймура, «Буря в доме» (1924) и «Жертвы» (1925) Антуна Язбека и др. В период реакции и спада национально-освободительные движения (30-е гг.) в творчестве ряда писателей появляются пессимистические настроения, намечается отход от принципов реализма: символические драмы «Шехерезада» (1934) и «Пигмалион» (1942) Тауфика аль-Хакима, сборник новелл «Зов неведомого» (1939) Махмуда Теймура, повесть «Сара» (1938) Аббаса Махмуда аль-Аккада, рассказы Яхьи Хакки.
После 2-й мировой войны 1939—45 в литературу пришли писатели — представители демократических слоев населения, стремящиеся поставить искусство на службу интересам народа. Они обратились к темам жизни, труда и борьбы простых людей: Ибрахим Абд аль-Халим (сборник рассказов «Запах нашей жизни», 1946), Абдаррахман аш-Шаркауи (р. 1921; романы «Земля», 1954; «За главными улицами», 1958), Абдаррахман аль-Хамиси (р. 1920; сборники рассказов «Окровавленные рубашки», 1953; «Эта кровь не высохнет», 1956), Ноаман Ашур (р. 1922; сборник «Рассказы дядюшки Фарага», 1947). Юсуф Идрис (р. 1927) в сборниках рассказов «Самые дешёвые ночи» (1954), «А разве не так?» (1957) и др. мастерски показал судьбу маленького человека. Жизни египетского рабочего посвящены новеллы Мухаммеда Сидки (р. 1927). Творчество Ихсана Абд аль-Куддуса (р. 1918), Саада Макави, Амина Юсуфа Гураба (р. 1911) и др. зачастую ограничено узким миром личных переживаний.
В развитии жанра социального романа видное место занимает Нагиб Махфуз (р. 1911), в послевоенном произведении которого (роман «Новый Каир», 1945; «Начало и конец», 1949; трилогия «Бейна-ль-Касрейн», 1956—57, и др.) дана широкая панорама жизни египетского общества 40—50-х гг. 20 в. Романтические черты характерны для романов Юсуфа ас-Сибаи (р. 1917) «Земля лицемерия» (1949), «Водонос умер» (1954), «Верни мне сердце» (1955) о революции 1952 и пробуждении патриотических настроений в королевской армии.
Провозглашение республики (1953) оказало влияние и на творчество таких литераторов старшего поколения как Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Поэзия послевоенного периода представлена творчеством Азиза Абазы (1899—1969), Абдо Бадави, Салеха Гавдата, Махмуда Хасана Исмаила (р. 1910), писателей революционно-демократического направления Абдаррахмана аш-Шаркауи, Абдаррахмана аль-Хамиси, Фуада Хаддада, Салаха Джахина и др. С социальными и политическими драмами выступили Тауфик аль-Хаким («Нежные руки», 1953; «Сделка», 1956, рус. пер. 1960), Юсуф Идрис («Грех», 1959, рус. пер. 1962, и др.), Али Ахмед Баксир (1910—69; «Империя на аукционе», 1949; «Гвоздь Гохи», 1953), Ноаман Ашур («Люди, которые внизу», 1954; «Люди, которые наверху», 1956), Альфред Фараг (р. 1929; «Падение фараона», 1964; «Алжирка Джамиля Бухиред», 1968), Махмуд ас-Саадани (р. 1924; «Имение Банаюти», 1962) и др.
В творчестве молодых литераторов 60-х гг. ведущее место занимают темы борьбы против «тройственной» агрессии 1956, израильской агрессии 1967, борьбы за освобождение оккупированных земель, проблемы национального строительства: Ахмед Хашим аш-Шариф, Гамаль аль-Гитани, Мухаммед Хафиз Рагеб, Сулейман Файяд, Фарук Муниб и др. Характерные для их произведений поиски новых форм и некоторое влияние литературы французские экзистенциализма особенно ощутимы в прозе Эдварда аль-Харрата (р. 1926) и новых романах Нагиба Махфуза («Пансион Мирамар», 1966; «Под навесом», 1967). На арабский язык широко переводятся произведения советских и прогрессивных европейских писателей.
В АРЕ издаются художественный и общественно-политический журнал «Аль-Хиляль» (с 1892), «Аш-Шиар»(с 1964) и др. С 1955 наряду с Лигой египетских писателей, занимающейся решением в основном технических вопросов (публикации, финансирование), существует Союз писателей, являющийся творческой организацией. Писатели АРЕ активно участвуют в работе Ассоциации писателей Азии и Африки.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—3, М. — Л., 1955—56; Современная арабская литература. Сб. статей, перевод с арабского, М., 1960; Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961; аль-Фахури Х., История арабской литературы, пер. с араб., т. 2, М., 1961; Соловьев В., Фильштинский Ф., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История современной арабской литературы, XIX — нач. XX в., М., 1971; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-араби аль-муасыр фи Миср (Современная арабская литература в Египте), Каир, 1960; Али ар-Раи, Дирасат фи-р-ривайя аль-мисрийя (Лекции по египетскому роману), Каир, 1964.
Н. К. Коцарев.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура. Древнейшие памятники культуры на территории Е. относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позднеэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие искусства Египта Древнего. После завоевания Е. Александром Македонским и близкого соприкосновения древнеегипетской и древнегреческой культур на территории Е. расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат античных и местных черт. В 4—7 вв. н. э. в Е. развивается искусство коптов, традиции которого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Е. активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Е. носят характер военного лагеря (Фустат, 640). Главными элементами архитектурного ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция городской застройки окружается мощной городской стеной. Для культовой архитектуры 7—9 вв. характерен «колонный» тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641—642, перестроена в 9 в.). Гражданскую архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (каменный колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры конца 9 в. (Тулуниды), а также 10—12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясная композиция архитектурных масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (см. илл.) имеет 5-нефный молитв, зал, открытый во внутренний квадратный в плане двор, который обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитвенных залах «колонных мечетей» появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970—972, и аль-Хаким, 990—1013, — в Каире). Раннефатимидские мавзолеи — квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат. т. е. «Семь дочерей», в Фустате). В конце фатимидского периода некоторые мавзолеи имеют купольную камеру, окруженную с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Куль сум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эспе, 1081—82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились городские ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10—11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из которых имела внутренний двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12—13 вв.) и Мамлюках (13—15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архитектурные комплексы (например, комплекс султана Калауна в Каире. 1284—85). Строгость монументальных форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Основными становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356—63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15 — начало 16 вв., в Каире; см. илл.), и высокого минарета с балкончиками и куполком. Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали-«маристаны» (например, в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиционную мамлюкскую планировку (3—4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты деревянными резными решётками - «мушарабия») сохраняют жилые дома 17—18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Е. возводятся по типу турецких (центрические крупномасштабные здания с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830—48, архитектор Юсуф Бохна, — в Каире). В египетском строительстве конца 19 — 1-й половины 20 вв. принимают участие французские, итальянские, английские и бельгийские архитекторы (здание Египетского музея в Каире, 1902, французский архитектор М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительственные здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектический характер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)", комментарии и мнения людей о произведении.