БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)" читать бесплатно онлайн.
Источн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963; Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament. Ed. by J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955; Breasted J. H., Ancient records of Egypt, 3ed., v.1—5, Chi.,1962.
Лит.: Тураев Б. А., Древний Египет, П., 1922; Струве В. В., История Древнего Востока, 2 изд., М., 1941; Кинк Х. А., Египет до фараонов. М., 1964; Савельева Т. Н., Аграрный строй Египта в период Древнего царства, М., 1962; Кацнельсон И. С., Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVIII—XX династии. «Вестник древней истории», 1951, № 3; Перепелкин Ю. Я., Переворот Аменхотепа IV. ч. 1, М., 1967; Струве В. В., Общественный строй эллинистического Египта, «Вопросы истории», 1962, №2; 3ельин К. К., Исследования по истории эемельных отношений в эллинистическом Египте II-I вв. до н. э., М., 1960; Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи в Римской империи в I—III вв., М. — Л., 1949; Фихман И. Ф., Египет на рубеже двух эпох, М., 1965; Брэстед Д. Г., История Египта с древнейших времен до персидского авоевания, пер. с англ., т. 1—2. М., 1915; Drioton Е. et Vandier J., Les peuples de l’Orient mediterranneen, t.2 l’Egypte, 4 ed., P., 1962; Hayes W. Ch., The scepter of Egypt, pt 1—2, Camb. (Mass.), 1959—60 (имеется библ.); Gardiner A. H., Egypt of the Pharaons, Oxf., 1961. Библиографические справочники: Pratt J., Ancient Egypt, N. Y., 1925; её же, Ancient Egypt. 1925—1941 N. Y., 1942; Annual Egyptological Bibliography, Leiden (с 1947).
И. С. Кацнельсон.
Древнеегипетская культура.
Просвещение. В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком (16 см) свитке папируса. Тексты для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократической моралью; религиозные тексты, гимны и т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены были школьные «тетради» с решением задач, имеющих узкопрактический характер (вычисление объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества рабочей силы для различных работ и т. п.; вычисление площади и объёма различных геометрических фигур). В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, нередко после ответа стоит фраза: «ты нашёл хорошо». Кроме учебных предметов, в школе обучали гимнастическим упражнениям и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а кроме того, обучали астрономии и медицине. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, откуда выпускали начальников войск.
Техника и наука. Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила,— палеолитические рубила из кремня и роговика.
В эпоху неолита (5-е тыс. до н. э.) появляются более специализированные шлифованные орудия, позднее — с 4-го тыс. до н. э. (культура Негада II) используется обсидиан. С переходом от охотничьего хозяйства к скотоводству, а затем и земледелию применяются первые с.-х. орудия — мотыги, серп и т. п. Материалом для их изготовления служили камень, дерево, кость; появляются более сложные по форме, но вылепленные ещё от руки сосуды: сосуды высверливаются также из камня (алебастр). С 4-го тыс. начинает обрабатываться медь (герзейская культура), залежи которой имелись в Восточной пустыне и на Синайском полуострове, появляется гончарный круг, развивается керамическое и ткацкое производства, вырабатывается фаянс, а с 3-го тыс. и стекло. Медь распространяется повсеместно. Со 2-го тыс. входит в употребление бронза. Первые отдельные железные изделия, обнаруженные в Е., датируются около середины 2-го тыс. до н. э.; лишь тысячелетием позднее железо стало применяться широко. Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.
Т. к. земледелие в Е. возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения 14 в. до н. э.) и позднее — водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства.
Основные пути сообщения страны проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились ещё с додинастической эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом) использовались морские суда, размеры которых увеличивались со временем. По суше грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление лишь с 18 в. до н. э.
Для строительства на всём протяжении истории Древнего Е. основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Каменные блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестей применялись рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже — быки.
Потребности ирригации, строительства и государсчвенного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляло следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 мес. по 30 дней, по истечении которых добавлялись ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим годом и календарным. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий научные знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематические примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.
Дошедшие до нас математические папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель — единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметические и геометрические прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгебраические представления, решаются уравнения с двумя неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии и особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (при p = 3,16, т. е. ошибка = 0,02), поверхность и объём простой и усечённой пирамид.
Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.
Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.
Торговые, а затем и военные экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на С. — в Сирию и на Ю. — по Нилу в Куш и в экваториальные районы Африки, по Красному морю в Пунт, обусловили накопление и расширение географических познаний. Представления о шарообразности Земли египтяне, однако, не имели. Сведения, полученные в 7 в. до н. э. финикийцами, объехавшими по приказу фараона Нехо вокруг Африки, влияния не оказали.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЕГ)", комментарии и мнения людей о произведении.