БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЗА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЗА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЗА)" читать бесплатно онлайн.
В прозе З. преобладает новелла на фольклорную или морально-бытовую тему. Крупная повествовательная форма — явление более редкое. Наиболее известный писатель — Д. Мутомбо, автор повестей «Наши прадеды», «Молчаливая битва» (обе — о патриарх, прошлом) и «Победа любви». А. Р. Бокванго написал проникнутые христианским духом повести «И пришёл белый человек...» (воспоминания о первых миссионерах, явившихся на землю его племени) и «Монгондомбела, непобедимый воин бруссы» (историческая повесть, исполненная сентиментальной идеализации патриарх, прошлого). П. Ломами-Чибамба (р. 1914), автору статей о народном искусстве и фольклоре народов З., принадлежат новеллы историко-этнографического характера и фантастического. Повесть «Нгандо» («Крокодил», 1949—50), которую сам автор называет сказкой; в ней ощутимы идеи кимбангизма. Прозаик из Шабы Ф. Эдм опубликовал повесть «Кунда Калумби, дочь Африки» и сборник Новелл «Сцены негритянской жизни».
Лит.: В ритмах там-тама. Поэты Африки, вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1961; Jadot J. М., Les écrivains africains du Congo Beige et de Ruanda-Urundi, Brux., 1959; Mudimbe V. Y., La littérature de la République démocratique du Congo, «Afrique littéraire et artistique», 1970, № 11.
Г. И. Потехина.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
В народном жилище З. преобладают характерные для многих африканских стран плетёные или глинобитные хижины без окон, цилиндрические или квадратные в плане, с коническими или панцирными крышами с покрытием из травы и ветвей; в некоторых районах стены расписывают цветным геометрическим орнаментом или символическими знаками. Развившиеся в конце 19 — начале 20 вв. Города (Киншаса и др.) резко делятся на 2 части: комфортабельную «белую», застроенную многоэтажными зданиями, приспособленными к условиям тропического климата, и неблагоустроенную туземную. После 1960 строятся кварталы стандартных домов для рабочих, проводится благоустройство городов. В архитектуре применяются металлические конструкции и новые строительные материалы.
Деревянная скульптура в З. отличается исключительным стилистическим разнообразием: наряду с правдивыми, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Статичны и торжественны фигуры царей народа бакуба (известны 18 фигур, самая ранняя датируется концом 16 в.), возглавлявших в течение многих веков государство Бакуба (или Бушонго). Из поколения в поколение мастера следовали незыблемым традициям, раскрывая торжественный облик властителей; портретное сходство передаётся чисто внешними признаками (у ног помещен символ данного монарха). Экспрессивны и динамичны «кариатиды» — фигурки (большей частью женские) народа балуба, несущие на голове и поднятых руках сиденья стульев, тронов, барабаны или подставки для стрел. Их внутренняя напряжённость достигается выразительным ритмом линий, смелым сопоставлением объёмов, повышенной экспрессией в передаче общего эмоционального состояния; лица с большими лбами, сильно нависающими веками, узкими миндалевидными глазами и характерной татуировкой выражают страдание, гнев, безучастность. Среди разнообразной скульптуры др. народов З. встречаются сильно стилизованные и не лишённые изящества фигурки народа бена-лулуа, обобщённые — у баяка, гротескные — у басонго. Особый вид деревянной резной скульптуры представляют маски, некоторые из них отличаются проникновенностью настроения (маски вачокве), другие — доведённой до предела лаконичностью (маски барега), третьи — поисками выразительных геометризованных решений с выявлением анатомической структуры лица (маски басонго). В период колониального режима скульптура З. во многом утратила свою самостоятельность, вырождалась в посредственное ремесленничество. Скульпторы стали подражать европейским стандартам, заимствовать сюжеты из религии и быта европейцев. В конце 1940-х гг. появились живописцы-станковисты: «примитивы» — пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа; группа художников, создающих яркие декоративные композиции, где растения и животные сплетаются в причудливо красочный узор, — Пили-Пили Мулонгойя, Мвензе и др. Картины живописца Кабея удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Монреале (1967).
Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (наиболее интересны кубки народов бакуба и мангбету в виде человеческой головы). Распространены плетёные изделия из волокон пальмы рафии (циновки, сумки), имеющие бархатистую фактуру и двухцветный геометрический рисунок (т. н. касайский бархат), встречаются также различные по форме и величине орнаментированные корзины. Делаются украшения из дерева, железа и меди (в т. ч. изящные деревянные гребни, украшенные стилизованными декоративными композициями).
Лит.: Ольдерогге Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958; Лебедев Ю. Д., Искусство западной тропической Африки, М., 1962; Gaffé R., La sculpture au Congo Beige, P. — Brux., 1945; Périer G. D., Les arts populaires au Congo Beige, Brux., 1948; L'art nègre du Congo Beige, Ghent, 1950; L'art au Congo Beige, «Les arts plastiques», Brux., 1951, № 1; L'art au Congo Belge, Brux.,1951; Bruyère M., Contribution à l'étude des habitations pour indigènes au Congo Beige, Brux., 1952; Kochnitzky L., Negro art in the Belgian Congo, 4 ed., N. Y., 1958; Olbrechts F. M., Les arts plastiques du Congo Beige. Brux. — Anvers, — Amst., 1959; Bodrogi Т., Afrikanische Kunst, Bdpst, 1967.
XV. Музыка
Процесс развития музыкальной культуры, формирования и образования музыкальный профессор культуры баконго, монго, баленгола, локеле, бангала батеке, балуба и др. народов начался ещё в раннеклассовых государственных образованиях на территории З.: Бушонго, Конго, Лунда и др. Вожди и правители содержали придворных музыкантов, певцов, танцовщиков, оркестры и хоры. Певцы-сказители участвовали в народных празднествах, воспевали ратные подвиги, мудрость и щедрость своих вождей.
Появление португальцев на территории З. в конце 15 в. и развитие работорговли надолго задержали формирование культуры африканских народов. Бельгийское проникновение в З. в конце 19 в. и засилье католицизма привели к тому, что даже зачатки музыкального профессионализма стали угасать. Поэтому в народной музыке сохранилось много архаических черт, особенно у пигмейских народов. Музыкальный инструментарий богат и разнообразен, хотя конструкция многих инструментов и не претерпела особых изменений. Распространены барабаны нгома, иконке и др., которые используются не только для передачи сообщений (в этом искусстве достигнуто большое мастерство), но и как аккомпанемент певцам и танцовщикам. «Барабанному языку» учат с детства. Популярны также струнные (лира, арфа, цитра, музыкальный лук и др.), духовые (трубы, флейты, рога и др.) инструменты, а также различные погремушки, трещотки и колокольчики, создающие ритмический фон в оркестре. Возникшие в начале 1950-х гг. культурно-просветительские организации изучали и пропагандировали народную музыкальную африканскую культуру, создавали кружки художественной самодеятельности.
После провозглашения независимости (1960) произошли изменения и в культурной жизни, которые нашли также отражение и в музыке. Появился т. н. гитаристский стиль, основной чертой которого стало использование европейского инструментария (гитары, саксофона и др.) на основе африканской народной музыки. Формируются профессиональные оркестры, воспитываются музыканты и исполнители, пользующиеся популярностью не только в З., но и за пределами страны. На фестивалях африканского искусства в Дакаре (1966) и Алжире (1969) музыкальные коллективы из З. отмечались наградами. В 1968 в Киншасе создана Национальная академия музыки и драматического искусства.
Лит.: Boone О., Les xylophones du Congo Belge, Tervuren, 1936 (Annalles du Musée du Congo Belge. Ethnographie, sér. 3, t. 3); Carrington J., A comparative study of some Central African gong-languages, Bruss.,1949.
Л. О. Голден.
XVI. Театр
У народов, населяющих З., ещё с древних времён существовали театрализованные зрелища (как правило, импровизационные, с элементами танца и пения), связанные с процессом труда, бытом, охотой. В 40-е гг. 20 в. возникли самодеятельные любительские коллективы, появилась драматургия. В 1955 художник и драматург А. Монжита организовал в Леопольдвиле (ныне Киншаса) труппу Лига фольклора Конго (существовала до середины 60-х гг.), которая разыгрывала клоунады и пьесы Монжиты, показывала представления на сказочные и бытовые сюжеты.
После 1960 в республике продолжалось развитие любительского театра. В 60-е гг. в Киншасе наибольшей популярностью пользовались Африканское театральное объединение (ЮТАФ) и Конголезское театральное объединение (ЮТЕКО), находившиеся под влиянием миссионерских организаций. В их репертуаре преобладали пьесы на исторические и религиозные сюжеты: «Нгонго Лютете» Д. Боламбы (1966), «Мученики Уганды» М. Андрен (1968) в ЮТАФ; «Нгомбе»- Монжиты (1968), «Женевьева-мученица в Идиофа» Боламбы (1967) в ЮТЕКО. Театр двенадцати (организован в 1965, Леопольдвиль) ставил преимущественно актуальные пьесы, в которых осуждалась косность традиционного быта и обычаев: «Оптимист» С. Найгизики (1966), «Котелок Кока Мбале» и «Оракул» Г. Менга (1966, 1968), «Секрет выбора» Е. Любойа (1967).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЗА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЗА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЗА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЗА)", комментарии и мнения людей о произведении.