БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)" читать бесплатно онлайн.
В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Ж. г. и прогимназий составило 958.
Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Ж. г. курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, Ж. г. Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные Ж. г. носили сословный характер, например Ж. г. аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Ж. г. были преобразованы в министерские.
Лит.: Родевич М., Сб. действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения, СПБ, 1884; Рождественский С. В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802—1902, СПБ, 1902; Учебные заведения Ведомства учреждении императрицы Марии, СПБ, 1906; Скворцов И. В., Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. 1858—1908, СПБ, 1908; Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [т. 1-4], СПБ, 1890-1901; Малиновский Н. П., Очерки по истории женского среднего образования в России, «Русская школа», 1914, №9—10; Лапчинская В. П., Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821—1872), «Советская педагогика», 1962, № 6.
В. П. Лапчинская.
Женские училища
Же'нские учи'лища. Существовавшие в России женские училища делились на Мариинские, т. е. училища, находившиеся в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии, училища министерства народного просвещения и училища, находившиеся в ведении Синода, — епархиальные училища.
Мариинские женские училища: а) средние женские учебные заведения, возникшие в 1858 по инициативе прогрессивного русского педагога Н. А. Вышнеградского и переименованные в 1862 в женские гимназии; б) платные женские учебные заведения с 4-годичным сроком обучения. Предназначались для девочек из низших слоев населения, начали открываться с 1887 (первое училище открыто в Петербурге в 1882). Учебный курс включал: закон божий, русский язык, арифметику, географию и историю России, естествоведение, чистописание, пение, рукоделие, рисование, черчение.
Училища министерства народного просвещения — женские учебные заведения, созданные по положению 1858, делились на училища с 6-годичным курсом обучения (1-й разряд) и с 3-годичным сроком обучения (2-й разряд). Цель училищ (согласно положению) — «сообщать ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства». В училищах 1-го разряда в качестве обязательных предметов преподавались: закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, география, естественная история, история, чистописание, рисование, рукоделие. В училищах 2-го разряда преподавались: закон божий, русская грамматика, сокращённая русская история и география, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Эти училища существовали в основном на пожертвования частных лиц, городских купеческих и мещанских обществ и т. д. В 1870 они были переименованы в гимназии и прогимназии.
Лит. см. при ст. Женские гимназии.
В. П. Лапчинская.
Женский вопрос
Же'нский вопро'с, комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании — часть вопроса об условиях победы социалистической революции и построения коммунистического общества.
Подчинённое, бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освященное религией, характерно для всех классовых антагонистических формаций. Капитализм создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное производство, но подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда, сохранил её прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального и рабочего вопроса, в частности. «... Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, — и это главное — они остаются в “домашнем рабстве”, ”домашними рабынями“, будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства», — отмечал В. М. Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368—69). Эта характеристика условий жизни женщины в капиталистическом обществе в значительной мере сохраняет свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой войны, связанное с общим подъёмом рабочего и общедемократического движения.
Вовлечение женщины при капитализме в общественное производство, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения — с другой, порождают известную противоречивость в отношении буржуазного общества к женщине. Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании [позднее с защитой сходных взглядов выступил английский философ, экономист и социолог Дж. С. Милль — автор книги «О подчинении женщины» (1869)]. В годы Великой французской революции, которая нанесла сокрушительный удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так, в 1791 был принят закон о женском образовании. Декретом от 20 сентября 1792 женщине были предоставлены некоторые гражданского права. В апреле 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.
Кодекс Наполеона (1804) и буржуазные гражданские кодексы в других странах резко ограничивают гражданские права женщины, ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.
Юридическое и фактическое бесправие женщины нашло теоретическое «обоснование» в трудах многих буржуазных авторов. По мнению французского философа О. Конта, сторонника т. н. биологической теории, весьма распространённой в буржуазной литературе, неравноправное положение женщины в обществе определяется «естественной слабостью женского организма»; общественного равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Конта и многих др. буржуазных авторов, не может быть; исключительное призвание женщины — семейные обязанности. Подобная биологическая трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена в капиталистических странах с теми или иными модификациями и поныне.
В конце 19 — начале 20 вв. в Германии и др. странах получила распространение буржуазно-мещанская «теория» трёх «К» (немецкое Kirche, Küche, Kinder — церковь, кухня, дети), которыми, по мнению приверженцев этой «теории», должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она близка, с определёнными коррективами, взглядам некоторых современных буржуазных теоретиков Ж. в., которые приводят в качестве «довода»-против участия женщины в общественном производстве и общественной жизни соображения о физиологических особенностях женщины как матери или будущей матери.
Однако закономерности развития капиталистического общества, так же как и развитие науки, техники и культуры, втягивающие женщин в производство, культурную и общественную деятельность, выявляют несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революционной демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист Ш. Фурье показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе. В отличие от буржуазных защитников женского равноправия, социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между угнетённым положением женщины и характером буржуазного общества: женская эмансипация — важный пункт их планов переустройства общества. Русские революционные демократы 19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключительную важность вовлечения женщины в общественную жизнь и призвали её к активной революционной борьбе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.