БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать бесплатно онлайн.
П. А. Шелапутин (физическая география), И. В. Архипов (геологическое строение и полезные ископаемые).
IV. Население
В И. расселено свыше 150 народов. Большинство их (96% населения страны), близких по языку, культуре и быту, относится к индонезийской группе малайско-полинезийской языковой семьи. Наиболее крупные народы этой группы: яванцы и родственные им сунданцы (сунды) и мадурцы (их общая численность 75 млн. чел.), населяющие острова Ява и Мадура и плантационные районы Суматры и Калимантана; так называемые малайцы , в состав которых входят риау, палембанги, джамби, малайцы Калимантана, а также близкие к ним банджары , минангкабау , лебонги, реджанги, лампунги (около 14 млн. чел.), расселённые на Суматре и в прибрежных районах Калимантана и всех других островов И.; особую группу (3 млн. чел.) составляют джакартцы (о. Ява), также говорящие на малайском диалекте; на С. о. Суматра живут аче (1,8 млн. чел.), в центральных районах — батаки (2,7 млн. чел.); внутренние районы о. Калимантан заселены малочисленными народами (нгаджу, кайяны, кенья, бахау, клемантаны, муруты, келабиты и др.), объединяемыми общим названием даяки (их численность около 2 млн. чел.); на Сулавеси живут буги , макассары , тораджи, минахасцы , мандары и др. (всего 8,5 млн. чел.); на Малых Зондских и Молуккских островах названия народов в большинстве случаев соответствуют названиям островов — балийцы (2,2 млн.), сумбаванцы, алорцы, буру, серамцы и т. д.; в центральных труднодоступных частях островов живут малочисленные племена: бадуи и тенгеры — на Яве, кубу, акиты, лубу, улу, мамаки, бенуа — на Суматре, пунаны — на Калимантане; по мелким островам кочуют оранглауты («люди моря»).
Кроме народов индонезийской группы, в И., на северном побережье Западного Ириана, живут меланезийцы , также входящие в малайско-полинезийскую языковую семью. На языках других семей говорят папуасы , населяющие внутренние районы Западного Ириана, и близкая им группа народов, живущих на С. о. Хальмахера (всего около 1 млн. чел.).
В И., главным образом в городах и в районах плантаций, живут китайцы (около 3 млн.), арабы (100 тыс.), выходцы из Индии и Пакистана (90 тыс.), голландцы (10 тыс. чел.). Государственный язык — индонезийский. Основная религия — ислам. Мусульмане (сунниты шафиитского толка и в меньшей степени — ханифитского) составляют около 84%, христиане (католики и протестанты) около 6%, индуисты около 2%, буддисты и конфуцианцы 3%, остальные сохраняют местные традиционные верования (часть батаков, даяков и некоторые др. группы). Христианскую религию исповедуют минахасцы, часть яванцев и батаков; индуизм — балийцы, тенгеры и бадуи; буддизм, конфуцианство и даосизм — китайцы ( см. также Индонезийцы .)
Официальный календарь — григорианский; применяется также мусульманский календарь — хиджра (см. Календарь ).
Ежегодный прирост населения 2,8% (в среднем за 1963—70). 2 /3 всего населения сконцентрировано на о. Ява (вместе с о. Мадура 7% всей площади страны), где на 1 км 2 приходится свыше 500 чел.; наиболее редко заселены Калимантан (менее 10 чел. на 1 км 2 ). Молуккские острова (11 чел.) и Западный Ириан (около 2 чел.).
Около 70% населения И. живёт в сельской местности (1965). Доля городского населения на островах составляла (1961): на Яве 16%, Суматре 16%, Калимантане 19%, Сулавеси 16%, Малых Зондских 7%, Молуккских 21%. Насчитывается 21 город с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе свыше 1 млн. жителей в гг. Джакарта, Сурабая, Бандунг, более 500 тыс. жителей в гг. Медан, Палембанг, Семаранг.
В составе экономически активного населения (35,2% всего населения страны) в 1964/65 было занятых (в %): в сельском хозяйстве, рыболовстве и охоте, лесном хозяйстве 67,2; промышленности 5,8 (в том числе в горнодобывающей промышленности 0,2); строительстве 1,3; торговле, банках и страховании 10,2; на транспорте и в связи 1,2; в сфере услуг 10,9.
Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1935.
С. И. Брук (этнический состав), В. И. Антипов.
V. Исторический очерк
Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). Территория И. — один из центров формирования человека современного типа (питекантроп, явантроп, затем вадьякский человек). Обнаружены памятники нижнего палеолита (патжитанская индустрия). В период верхнего палеолита и мезолита на большей части И. существовал южный вариант континентальной бакшоно-хоабиньской культуры. Культурно-хозяйственный комплекс неолита уже отличался от континентальных культур. По-видимому, около 5 в. до н. э. в И. проникла из Индокитая культура Донгшон эпохи бронзы; переход к бронзе в основных районах произошёл во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. В развитых прибрежных районах во 2 в. н. э. начался переход к железному веку. Основными занятиями населения были земледелие (особенно в долинах крупных рек), рыболовство, в меньшей степени охота. Основной формой социальной организации были роды и племена.
Период возникновения классового общества и ранних государственных образований (2 — середина 7 вв.). Во 2—5 вв. с развитием производительных сил (применение железных орудий, совершенствование ирригации, развитие ремёсел и др.) на территории И. происходило формирование первых классовых обществ. В прибрежных районах возникли государственные образования: на Яве — государства Тарума (Западная Ява), Калинга (Центральная Ява) и восточнояванское государство, название которого неизвестно; на Суматре — Малайю в центре и Шривиджайя на Ю. восточного побережья; на Калимантане — государство, где правила династия Кундунги (восточное побережье), и малоизвестное государство на западном побережье. Распространились индийские религии — индуизм (шиваизм) и буддизм. Крестьяне-общинники занимались главным образом орошаемым земледелием. Господствующий класс состоял из служилой знати и жрецов-брахманов: правители носили индийский титул «варман». Недостаток материалов не позволяет с достоверностью отнести индонезийское общество этого времени к рабовладельческой или феодальной формации.
Период раннего феодализма (середина 7 — 11 вв.). К 7 в. в И. сложились феодальные отношения в формах, близких к индийским. Дальнейшее развитие производительных сил выразилось в расширении рисопроизводящих районов и увеличении числа городов. Индонезийские моряки и торговцы стали одной из основных групп торговых посредников на Востоке. Не позднее середины 7 в. несколько княжеств объединились в могущественную суматранскую империю Шривиджайя . Во 2-й половине 8 в. она прочно закрепилась на Малаккском полуострове. На Центральной Яве в 1-й половине 8 в. возникло государство Матарам .
9— 10 вв. — время расцвета империи Шривиджайя. В 1025 в борьбе с индийским государством Чолов за контроль над торговыми путями она потерпела поражение. Центр экономической и политической жизни И. переместился на Яву, где к середине 11 в. государство Матарам объединило под своей властью плодородные долины и крупные торговые города Центральной и Восточной Явы и о. Бали. При Эрланге в 11 в. была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого государства.
Период развитого феодализма (11—16 вв.). История И. начала этого периода связана с расцветом яванского государства Кедири (возникло в 40-х гг. 11 в., после раздела Матарама на два государства: Кедири и Джангала; около 1120 Кедири объединило почти всю территорию бывшего Матарама). По мере формирования экономического единства И., экономической и политической консолидации Явы, Мадуры и Бали влияние яванских государств распространялось на другие острова, прежде всего на Молуккские.
Государство Сингасари (название Кедири с 13 в.) при Кертанагаре (правил в 1268— 92) установило контроль над частью Суматры, южной частью Малаккского полуострова, западной частью Калимантана и др. районами. В конце 13 в. государство Сингасари распалось, и на Яве сложилась империя Маджапахит (1293 — около 1520). Эта империя была самым крупным средневековым общеиндонезийским государством. Объединению большей части И. вокруг Явы с её развитыми феодальными отношениями способствовали не только быстрое развитие внутрииндонезийской торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства островов, производивших экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение И. выдвинулся талантливый политический деятель Гаджа Мада , фактически правитель Маджапахита в 1331— 64.
Развитие феодализма на Яве в 14 в. привело к чёткому делению земель на общинные, царского дома, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, связанных родственными отношениями с правящим домом; она была в более привилегированном положении по сравнению с массой служилых феодалов с их условными пожалованиями. В 14 в. в И. стал проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Северной Яве возникли самостоятельные мусульманские княжества. С середины 15 в. империя Маджапахит стала ослабевать и во 2-м десятилетии 16 в. распалась на ряд мусульманских княжеств. К 1575 борьба между княжествами, на которые распался Маджапахит, завершилась объединением большей частью Центральной и Восточной Явы в новое государство Матарам. Независимым оставался султанат Бантам на З. Явы. Дальнейшее самостоятельное развитие индонезийского феодального общества было прервано вторжением европейцев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИН)", комментарии и мнения людей о произведении.