БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать бесплатно онлайн.
Профессионально-техническое образование осуществляется в профессиональных институтах с 3—5-летним сроком обучения, готовящих квалифицированных рабочих, а также в 2-летних технических школах, главным образом частных. В 1968/69 учебном году в 1746 государственных профессиональных институтах обучалось 208,5 тыс. учащихся, в 108 частных профессиональных институтах и технических школах — 6,4 тыс. учащихся.
Среднее специальное образование дают технические институты с 5-летним сроком обучения. В 1969/70 учебном году имелось 65 государственных с.-х. технических институтов (14,4 тыс. учащихся) и 5 частных (около 1 тыс. учащихся); 407 государственных индустриальных технических институтов (223,4 тыс. учащихся) и 60 частных (18 тыс. учащихся); 522 государственных коммерческих технических института (207,7 тыс. учащихся) и 160 частных (20,7 тыс. учащихся); 38 государственных морских технических институтов (12,8 тыс. учащихся) и 2 частных (110 учащихся); 547 государственных и частных технических институтов, готовящих обслуживающий персонал для гостиниц, гидов и пр. (около 130 тыс. учащихся). Свидетельство об окончании технического института даёт право поступления на некоторые факультеты университетов и др. высших учебных заведений. Кроме того, в 1968/69 учебном году в 176 государственных средних художественных и музыкальных школах и лицеях обучалось 43 тыс. учащихся и в 33 частных — 514 учащихся. Средние педагогические учебные заведения: учительские институты с 4-летним сроком обучения, готовящие учителей для начальной школы (в 1969/70 учебном году в 281 государственном учительском институте обучалось свыше 160 тыс. учащихся и в 357 частных — около 49 тыс. учащихся); педагогические школы с 3-летним сроком обучения, готовящие воспитательниц дошкольных учреждений (в 1969/70 учебном году в 11 государственных педагогических школах обучалось 3,1 тыс. учащихся и в 141 частной — 22,5 тыс. учащихся). Учителей средних школ готовят университеты и высшие нормальные школы.
Высшие учебные заведения представлены главным образом университетами, государственными и частными; имеются также высшие художественные школы, академии и консерватории. Срок обучения на различных факультетах университета от 4 до 6 лет. Старейшие в Европе университеты — Болонский университет и университет в Парме (основан в 11 в.). Крупнейшие университеты: Римский университет, Неаполитанский университет, университеты в Вари, Флоренции, Генуе, Милане, Падуе, Палермо, Турине и др. Значительными государственными вузами являются также политехнические институты в Турине и Милане, институт востоковедения в Неаполе, педагогический институт (университетского типа) в Пизе и др. В 1969/70 учебном году в высших учебных заведениях И. обучалось 486,5 тыс. студентов.
Крупнейшие библиотеки: в Риме — Национальная центральная библиотека (основана в 1876; 2,2 млн. томов, 1893 инкунабулы), библиотека университета (основана в 1661; 866 тыс. томов, 659 инкунабул), библиотека Анджелика (основана в 1605; около 169 тыс. томов, 1086 инкунабул). библиотека Национальной академии деи Линчей (основана в 1730; 412 тыс. томов, 2293 инкунабулы) и др.; в Неаполе — Национальная библиотека (основана в 1804; свыше 1,5 млн. томов, 4546 инкунабул), библиотека университета (основана в 1615; 750 тыс. томов) и др.; в Турине — Национальная библиотека (основана в 1720; 750 тыс. томов, 1600 инкунабул) и др.; в Милане — Национальная библиотека (основана в 1763, свыше 807 тыс. томов, 2349 инкунабул), библиотека Амброзиана (основана. в 1609; 850 тыс. томов, 2100 инкунабул) и др.; национальные и университетские библиотеки в Болонье, Вари, Модене, Палермо, Пизе и др. городах.
В И. более 150 музеев, крупнейшие из них: в Риме — Национальный музей (основан в 1889), Музей Виллы Джулия (основан в 1889), галерея Боргезе (основана в 1616), Национальная галерея античного искусства (основана в 1895), Национальная галерея современного искусства (основана в 1883), национальные музеи и картинные галереи во Флоренции, Мессине, Неаполе, Палермо, Перудже, Равенне, Таранто, Дворец дожей в Венеции, галерея Уффици во Флоренции и др.
Г. А. Касвин.
XI. Наука и научные учреждения
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Наука средневековья и Возрождения (до конца 16 в.). Учёными, выступившими на стыке античной науки в И. (см. Рим Древний) и средневековой науки в Европе 5—6 вв., были А. Боэций, сочинения которого по математике и теории музыки легли в основу средневекового монастырского образования, Кассиодор — автор энциклопедической сводки естественнонаучных знаний своего времени. В средние века средоточием учёности были монастыри. С развитием городских коммун роль монастырей в сохранении и распространении знаний значительно уменьшилась. В 9 в. в Салерно возникла светская медицинская школа, в которой, помимо практической деятельности, проводилась работа по сведению рецептов («Антидотарий») и методов диагностики («Пассионарий»); там же переводились (Константин Африканский) арабские труды по медицине. В 12—13 вв. интенсивная переводческая деятельность велась также в Южной И. и в Сицилии: были переведены «Начала» Евклида (Герард Кремонский, Дж. Кампано), труды Птолемея, Аристотеля. Источниками служили не греческие подлинники, а их арабские интерпретации, в большей мере связанные с естествознанием. Переводились и арабские трактаты по зоологии, фармации и др. В 11—13 вв. возникли первые университеты (в 11 в. в Парме и Болонье, в 1222 в Падуе, в 1224 в Неаполе и т.д.), основанные правителями государств и поэтому менее зависимые от духовенства, чем университеты др. государств Европы.
Помимо университетской науки, накапливались практические знания. Строительная механика, навигация, коммерция, ремёсла выдвигали перед наукой новые задачи. В 1202 монах Леонардо Пизанский (Фибоначчи) написал «Книгу абака» — своеобразную энциклопедию практического счёта, дополненную собственным вкладом в арифметику и алгебру. В 13 в. в И. были изобретены очки. Потребности торгового мореплавания вызвали распространение в 13—16 вв. навигационных карт, так называемых портуланов. Марко Поло совершил в 1271—95 путешествие в Китай. В 1-й половине 14 в. были основаны ботанические сады в Салерно и Венеции.
Великие географические открытия эпохи Возрождения явились стимулом для развития всей науки. Космограф П. Тосканелли первым высказал мысль о возможности достичь Индии западным путём, через Атлантический океан (без обхода Африки), что было осуществлено генуэзцем Х. Колумбом и привело к открытию Америки. Выходцами из И. были и другие известные путешественники — Америго Веспуччи, Себастьян Кабот. В середине 16 в. Дж. Рамузио обобщил результаты путешествий и открытий в трёх томах «Собрания путешествий».
Начиная с 15 в. значительно усилилась роль практиков в создании науки. Художники П. Уччелло и Мазаччо разрабатывали теорию перспективы, зодчий и инженер Ф. Брунеллески был автором трактатов по прикладной оптике, механике и математике. Характерной чертой науки в И. в эту эпоху явилась связь с искусством. Единство науки и искусства ярко воплотилось в творчестве Леонардо да Винчи — учёного, инженера и художника, автора многих исследований по механике, оптике, анатомии, ботанике и др. отраслям знания.
Потребности строительства, военного дела, гидротехники, различных производств — текстильного (Флоренция), стекольного (Венеция), металлообрабатывающего (Милан) и др.— способствовали развитию прикладных наук во 2-й половине 15 и 16 вв. В 1540 появилась одна из первых работ по прикладной химии — «О пиротехнии» В. Бирингуччо; в 1548 — «Три книги о гончарном искусстве» Ч. Пиккольпассо; в 1558 — «Натуральная магия» Дж. делла Порта, своеобразная энциклопедия знаний того времени по химии, оптике, магнетизму. Наступил расцвет прикладной математики и механики. В г. Урбино работали автор трактата об архитектуре и фортификации Ф. ди Джордже Мартини, живописец и математик П. делла Франческа, математик Л. Пачоли, автор «Оснований арифметики» (1494). Там же трудились Ф. Коммандино — переводчик Архимеда, Паппа и др. греческих авторов, исследовавший вопрос о центрах тяжести тел, и его ученики Гвидо Убальди дель Монте и математик Б. Бальди. Профессор Болонского университета (с 1496) С. Даль Ферро превзошёл достижения своих предшественников в алгебре; он исследовал канонические случаи кубического уравнения, но не опубликовал своих результатов. Несколько позднее к таким же результатам пришли Н. Тарталья и Дж. Кардано. Р. Бомбелли в своей «Алгебре» (1572) дал первое обоснование простейших действий над комплексными числами.
В развитии науки этого периода в И. большую роль сыграла переводческая деятельность мостостроителя и гидротехника Дж. Джокондо (он издал труды Витрувия и Фронтина), инженера, космографа и оптика Ф. Мавролико (переводы Архимеда, Аполлония, Феодосия и др.). Ю. Скалигер издал труды Аристотеля по зоологии и Теофраста по ботанике.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)", комментарии и мнения людей о произведении.