БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать бесплатно онлайн.
В изобразительном искусстве И. 20 в. отразились кризисные явления, характерные для буржуазной культуры эпохи империализма. В начале столетия итальянские живописцы парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали плоскостные портреты и «ню», в которых выразительность гибких контурных линий, удлинённых пропорций и сдержанных, эмоционально-насыщенных цветовых сочетаний выражала субъективное, меланхолическое восприятие мира. В начале 1910-х гг. представители сложившегося в И. футуризма стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи (работы живописца и скульптора У. Боччони, живописцев К. Карра, Дж. Северини и др.). С конца 1910-х гг. в работах мастеров «метафизической живописи» проявились нео-классические тенденции (ясные, логически упорядоченные натюрморты Дж. Моранди; портреты Ф. Казорати; проникнутые ощущением трагической опустошённости и застылости мира пейзажи Дж. Де Кирико). В работах ряда художников обращение к традициям искусства этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись М. Кампильи, скульптура М. Марини). Идеологию фашизма выражали монументальные росписи художников группы «Новеченто» (М. Сирони и др.), в которых академические черты и отдельные приёмы новейших художественных течений сочетались с напыщенной аллегоричной риторикой. В конце 20 — начале 30-х гг. официальному фашистскому направлению в искусстве противостояли художники ряда группировок («Римской школы», «Корренте» и др.), призывавшие к «свободе творчества» и выражавшие социальный протест в драматически-экспрессивных формах (работы живописцев Шипионе, Р. Гуттузо). Во время 2-й мировой войны 1939—45 сложилось, а с конца 40-х гг. вступило в период расцвета окрепшее в годы борьбы с фашизмом прогрессивное реалистическое направление (живопись и графика Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Дж. Мелони, Р. Веспиньяни, Дж. Дзигаины). Для творчества художников-реалистов характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, жизнеутверждающий демократизм и героическая приподнятость образов, яркая эмоциональная выразительность художественного языка. Реалистические тенденции в скульптуре представлены творчеством Дж. Манцу, работам которого свойственна драматически напряжённая живописная лепка форм, а также Э. Греко, для произведений которого характерны пластическая цельность и выразительная острота силуэтов. Реализм в искусстве И. развивается в условиях напряжённой борьбы с получающими официальную государственную поддержку модернистскими течениями — с многочисленными разновидностями абстрактного искусства (живопись Р. Биролли, Э. Морлотти, М. Реджани, А. Бурри; скульптура А. Виани, П. Консагры и др.), а с середины 1960-х гг. — с «поп-артом».
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 3—6, кн. 1, М., 1960—65; Всеобщая история архитектуры, т. 4—5, М., 1966—67, т. 7, М.. 1969; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л.., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1956—59; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520—1590), М., 1956; его же, Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков, М., 1966; Ротенберг Е. И., Искусство Италии XVI века, [М., 1967]; Горяинов В. В., Современное искусство Италии, М., 1967; Кацнельсон Р. А., Новейшая архитектура Италии, М., 1963; Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, М., 1965; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Venturi A., Storia dell'arte italiana, v. 1—11, Mil., 1901—40; D'Ancona P. (ed altri), Storia dell'arte italiana, v. 1-3, Firenze, [1953—56]; Chastel A., L'art italien, v. 1—2, P., [1956]; Delogu G., Italienische Baukunst, Z., [1947]; Kidder-Smith G. E., Italy builds, L., [1955] (на англ. и итал. яз.); Briggs М. S., The architecture in Italy, L.—N. Y., 1961; Marle R. van, The development of the Italian schools of painting, v. 1—19, The Hague, 1923—38; GaIetti U. e Camesasca E., Enciclopedia della pittura italiana, [v. 1—3], Mil., [1951]; Pittura italiana. Testi di E. Carli, C. Gnudi, R. Salvini. F. Bellonzi, v. 1—4, Mil., 1959—60; Pope-Hennessy J., An introduction to Italian sculpture, pt 1—3, L., 1955—62.
XV. Музыка
Существенная роль в развитии мирового музыкального искусства принадлежит музыкальной культуре И. Итальянская народная музыка отличается певучестью мелодий, живостью, зажигательностью ритмов. Для народных танцев характерен размер 6/8, 12/8 и быстрый, зачастую стремительный, темп: сальтарелло (сохранились записи 13—14 вв.), родственные ему ломбарда (танец Ломбардии) и фурлана, или форлана (венецианский, фриульский танец), тарантелла (южно-итальянский танец, ставший общенациональным). Наряду с тарантеллой популярна сицилиана, которой близки баркарола (песня венецианских гондольеров) и тосканская риспетто (песня восхваления, любовного признания). Известны песни-жалобы — ламенто (тип причитания). Пластичность и певучесть мелодии, лиризм, нередко подчёркнутая чувствительность типичны для распространённых в И. неаполитанских песен. Итальянские народные мелодии питали оперную и балетную музыку, проникали в религиозные мессы. К народной музыке обращались многие композиторы И. и др. стран (в т. ч. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский).
Существенное влияние на формирование итальянской музыки оказало музыкальное искусство Древнего Рима (см. в ст. Рим Древний). В 6—7 вв., в результате отбора и переработки римской церковью многих местных христианских песнопений, церковные мелодии были систематизированы и канонизированы, завершился процесс создания канонического григорианского хорала, ставшего основой культовой музыки Западной Европы. Католическая церковь, искореняя из церковной музыки проникающие в неё живые элементы народных мелодий, наталкивалась на сопротивление городских общин, стремившихся сохранить местные особенности напевов. Так, например, Милан отстаивал свои, менее аскетичные, напевы, так называемое амвросианское пение, сложившееся ещё в 4 в. (см. Амвросий).
В конце 10 в. крупным центром музыкальной культуры И. становится Тоскана. Здесь частично протекала деятельность музыканта-теоретика Гвидо д'Ареццо — реформатора нотного письма (его реформа легла в основу современной нотации). Во Флоренции в 14 в. складывается Арс Нова (Новое искусство) — прогрессивное направление в музыкальном творчестве и теории музыки эпохи Раннего Возрождения, положившее начало расцвету светских 2- и 3-голосных лирических (мадригал, баллата) и жанровых (качча) песен, инструментальной музыки. Среди музыкантов выделяются: флорентийский композитор и органист Ф. Ландино, музыкальный теоретик Маркетто Падуанский. В 13—14 вв. получили распространение лауды — одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения духовно-назидательного характера на мелодии народнопесенного склада. Лауды распевались на собраниях городских «братств» в Тоскане, Венеции и др.
В эпоху Возрождения развивается светское искусство, усиливается влияние народной музыки, значительных успехов достигает музыкально-теоретическая мысль (венецианский композитор и теоретик Дж. Царлино явился основоположником учения о гармонии), возникают новые формы музыкально-общественной жизни — музыкальные академии (одна из них организована в 1470 при дворе Медичи во Флоренции; в 1566 в Риме основана академия «Санта-Чечилия»; в 1666 в Болонье учреждена филармоническая академия) и консерватории (профессиональные музыкально-учебные заведения). О. Петруччи изобрёл новый способ нотопечатания (патент в 1498). Расцветают светские вокальные жанры — фроттолы, вилланеллы, утвердившие в отличие от сложной полифонии итальянской церковной музыки иной тип многоголосия — преобладание аккордики (гомофонии), выделение в верхнем голосе простой, легко запоминающейся мелодии. Песни этих жанров, близкие народным, были популярны среди демократических слоев городского населения. В 16—17 вв. центральное место в светской музыке занимает мадригал, распространившийся в эпоху Раннего Возрождения (становится вокальной поэмой 4- или 5-голосного склада, обычно на любовно-лирическую тематику). Новый тип мадригала создали А. Вилларт, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.
В 15—16 вв. итальянская музыка осваивает достижения европейских полифонистов, оказывая в то же время влияние на мастеров нидерландской школы. В 16 в. формируются крупные школы полифонической музыки — римская (выдвинулась в период Контрреформации) и венецианская. Римскую школу (центр — собор св. Петра) возглавлял Палестрина, создавший классические образцы католического хорового многоголосия а капелла. Он «прояснил» полифонию, приблизился к аккордовому складу, утвердившемуся в светской музыке эпохи Возрождения (писал также светскую музыку — мадригалы). В противовес строгому прозрачно-аккордовому стилю а капелла римской школы, венецианская (центр — собор Сан-Марко) создала пышный, монументально-декоративный стиль вокально-инструментального многоголосия в церковной и светской музыке (с использованием двух и больше хоров, усиленных органами, инструментальными ансамблями). Крупнейшие мастера — А. Вилларт (основоположник школы), А. Габриели, Дж. Габриели.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)", комментарии и мнения людей о произведении.