БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать бесплатно онлайн.
С конца 60-х гг. в зарубежном К. возникает направление (киносемиотика), которое при изучении фильма использует методику современной лингвистики (К. Метц — Франция, П. П. Пазолини — Италия). Исследуются взаимосвязи кино и телевидения. Распространение в массовой кинопродукции Запада тем насилия, секса, фильмов «ужасов» вызвало к жизни кинотеории, базирующиеся на фрейдистских концепциях (А. Киру, Л. Дюка — Франция). Буржуазное К. нередко обращается к идеям экзистенциализма. Специальные теоретические исследования проводятся в Международном католическом Киноцентре (Париж) в связи с широким использованием кинематографа для религиозной пропаганды.
Научно-исследовательские изыскания в области К. ведутся в Музее современного искусства (Нью-Йорк), в Британской киноакадемии (Лондон), в Пизанском университете, в Немецком институте киноведения (Висбаден, ФРГ), в институте киноведения и в Германской академии искусств (Берлин, ГДР), в секторе теории и истории кино института искусства Польской академии наук (Варшава) и др.
Значителен вклад в К. многих учёных социалистических стран. Б. Балаж (Венгрия; в 1931—45 работал в СССР) исследовал как внутреннюю структуру фильма, так и его социальные функции. Е. Теплиц (Польша) создал один из лучших трудов по истории мирового кино. В области К. работают также Е. Плажевский, В. Михалек, З. Питера (Польша), И. Немешкюрти (Венгрия), Н. Милев, Г. Стоянов-Бигор (Болгария), Л. Лингарт, А. Броусил (Чехословакия). Польские киноведы (К. Жигульский и др.) многое сделали для изучения зрителя. Социологическим проблемам кино, воздействию фильма на детскую аудиторию посвящены значительные работы чехословацких учёных. В ГДР ведётся разработка методики прогнозирования кинематографа (Г. Херлингхауз).
Национальные фильмархивы объединены Международной организацией киноархивов (ФИАФ).
Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, М., 1963; Кинематограф. Сб. ст., М., 1919; Поэтика кино. [Сб. ст.], М.—Л., 1927; Кулешов Л. В., Искусство кино (Мой опыт), [М.], 1929; Лебедев Н. А., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Туркин В. К., Драматургия кино, М., 1938; Вопросы кинодраматургии. [Сб. ст.], в. 1—5, М., 1954—65; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Вопросы киноискусства. Сб. ст. и материалов, в. 1—14, М., 1956—1972; Очерки истории советского кино, т. 1—3, М., 1956—1961; Ваисфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Добин Е. С., Поэтика киноискусства, М., 1961; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Юткевич С., О киноискусстве, М., 1962; Мачерет А. В., Художественные течения в советском кино, М., 1963; Ромм М. И., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964—71; Юренев P., Советская кинокомедия, М., 1964; Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; Шкловский В. Б., За сорок лет, [М., 1965]; Довженко А. П., Собр. соч., т. 1—4, М., 1966—69; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Кино и зритель. Опыт социологического исследования, [М., 1968]; История советского кино, т. 1, М.. 1969; Пиотровский А. И., Театр. Кино. Жизнь, Л., 1969: Герасимов С., Жизнь, фильмы, споры, М., 1971; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; Ждан В., Введение в эстетику фильма, М., 1972: Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М., 1972.
Деллюк Л., Фотогения кино, пер. [с франц.], М., 1924; Муссинак Л., Рождение кино, пер. [с франц.], Л., 1926; Мартен М., Язык кино, [пер. с франц.], М., 1959; Арнхейм Р., Кино как искусство, пер. с англ., М., 1960; Аристарко Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966; Płazewski J., Język filmu, Warsz., 1961; Базен А., Что такое кино?, [пер. с франц.], М., 1972; Epstein J., Le sinématographe vu de l'Etna, P., 1926; Cohen-Séat G., Essai sur les principes d'une philosophie du cinéma, P., 1958; Kracauer S., Theory of film, N., Y., 1960; Mitry J., Esthétique et psycologie du cinéma, [v.] 1—2, P., [1963—65]; Lewicki В. W., Wprowadzenie do wiedzy о filmię, Wrocław [i. i.], 1964; Wstęp do badania dzieła filmowego, Warsz., 1966; Wspołczesaé teorie filmowe, Warsz., 1968; Stephenson R., Debrix J. R., The cinéma as art, [Harmonds-worth (Midd'x), 1969]; Metz C., Langage et cinéma. P., 1971. см. также лит. при ст. Киноискусство .
В. А. Кузнецова, Я. Б. Иоскевич.
Кинодраматургия
Кинодраматурги'я, литературно-кинематографический вид творчества; произв. К. сценарий — литературная и идейно-художественная основа фильма. Отрицание К. как новой, самостоятельной области литературы, а сценария в качестве важнейшего элемента творческого процесса создания кинокартины, имеющее место в зарубежной кинотеории, является подчас оружием в сложнейшей идеологической классовой борьбе, средством утверждения реакционных идей.
Формируясь в прямой связи с развитием изобразительных возможностей киноискусства, К. в то же время овладевает средствами литературной образности. Двойственность природы К. — литературной, с одной стороны, и кинематографической — с другой, вызывает появление 2 типов сценария: литературного произведения, представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельную художественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.
Кинодраматурги обращаются непосредственно к изображению событий действительности, используя выразительные средства кино, а также разных видов литературы, привлекают в качестве основы литературные произведения, адаптируя их для экрана.
Характер и способы, степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов. Если в «немом» кино 10-х гг. 20 в. литературные сюжеты, персонажи, построение в большинстве случаев заимствовались из произведений литературы, то к концу 20-х гг. К. вырабатывает собственные формы, в той или иной мере сочетающие свойства и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. предпочтение оказывается драматургии с предельной концентрацией действия, напряженностью драматического конфликта; такой способ организации сценарного материала стал считаться основным законом К. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово. Особенно важную роль играет диалог — одно из главных средств раскрытия характера человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило К. более углубленно исследовать жизнь, воспроизводить ее в большем многообразии и сложности и тем самым привело к изменению эстетических норм К. Форма сценария стала более свободной, разнообразной, способной к выражению усложнившейся системы звукозрительных образов фильма. Жанры К., относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произведения современной К.
В формировании советской К. наряду с литераторами, целиком посвятившими себя кинодраматургическому творчеству, — В. К. Туркиным, К. Н. Виноградской, Н. А. Зархи, Б. Л. Леонидовым, Г. Э. Гребнером, А. Г. Ржешевским, участвовали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги — В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, С. М. Третьяков, Н. Ф. Погодин, В. В. Вишневский и др. Значительная роль в становлении К. принадлежит советским кинорежиссерам С. М. Эйзенштейну, А. П. Довженко, С. А. Герасимову, а также У. Гриффиту, Ч. Чаплину (США), Ф. Феллини, М. Антониони (Италия) и др.
Среди лучших произведений советской и зарубежной К., оказавших существенное влияние на развитие киноискусства, — «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Н. А. Зархи, «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» А. Я. Каплера, «Коммунист» Е. И. Габриловича, «Баллада о солдате» В. И. Ежова, «Девять дней одного года» Д. Я. Храбровицкого; «Под крышами Парижа» Р. Клера (Франция), «Осведомитель» Д. Николса, «Гражданин Кейн» О. Уэллса (США), «Похитители велосипедов», «Крыша» Ч. Дзаваттини (Италия), «Земляничная поляна» И. Бергмана (Швеция).
Лит.: Шкловский В., Как писать сценарии, М. — Л., 1931; Волькенштейн В., Драматургия кино, М. — Л., 1937; Туркин В., Драматургия кино, М., 1938; Лоусон Д., Теория и практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Фрейлих С., Драматургия экрана, М., 1961; Балаш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем., М., 1968; Демин В. П., Фильм без интриги, М., 1966; Вайсфельд И. В., Новая область литературы, М., 1970; Фомин В. И., Все краски сюжета, М., 1971.
Л. И. Белова.
Киножурнал
Киножурна'л, периодический киновыпуск, содержанием которого обычно является информация о жизни страны, внутренних и международных общественно-политических событиях. К. состоит из отдельных эпизодов, которые принято называть сюжетами. В Советском Союзе производство К. началось в 1918; первый журнал — «Кинонеделя». В СССР в начале 70-х гг. выпускалось свыше 50 К. Наиболее популярный — «Новости дня» (выходит под этим названием с 1944, 5 раз в месяц). Обычно содержит 6—8 сюжетов. Существуют также тематические журналы: «Советский спорт», «Новости сельского хозяйства», «Пионерия», «Иностранная кинохроника» и др. В некоторых союзных республиках и краях выпускаются К.: «Советская Украина», «Советский Казахстан», «Восточная Сибирь» и др. В социалистических странах К. содержат информацию о жизни трудящихся, социалистическом строительстве. В К. капиталистических стран основное место занимают торговая реклама, сенсационные сообщения и т.п.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КИ)", комментарии и мнения людей о произведении.