БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КУ)" читать бесплатно онлайн.
Курбатов Алексей Александрович
Курба'тов Алексей Александрович (умер 1721), русский государственный деятель. Крепостной, дворецкий Б. П. Шереметева, К. в 1699 подал Петру I проект о введении в России гербовой бумаги с целью увеличения доходов казны. Проект был принят, К. отпущен на волю и взят на государственную службу. В 1711 назначен вице-губернатором Архангельской губернии В 1714 был обвинён во взятках и отстранён от должности. Умер, находясь под следствием.
Курбатов Леонид Николаевич
Курба'тов Леонид Николаевич [р. 2(15).1.1913, Фергана], советский физик, член-корреспондент АН СССР (1972). Окончил Ленинградский политехнический институт (1936). В 1936—40 и 1956—60 работал в ЛГУ; в 1941—56 — в Военно-морской медицинской академии (Ленинград); в 1956—1960 — в Государственном оптическом институте им. С. И. Вавилова. С 1960 заместитель директора Научно-исследовательского института. Профессор Московского физико-технического института (с 1961). Основные работы по исследованию адсорбции, фотопроводимости и рекомбинационного излучения полупроводников. Руководитель ряда разработок фотоэлектрических приборов и полупроводниковых оптических квантовых генераторов. Государственная премия СССР (1970). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Курбе Жан Дезире Гюстав
Курбе' (Courbet) Жан Дезире Гюстав (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте, — 31.12.1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Революционные события 1848, свидетелем которых был К., во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; «Влюблённые в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион), К. полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, «позитивное» (выражение К. ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль; «Похороны в Орнане», 1849, Лувр, Париж; «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в «Похоронах в Орнане») расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные («Дробильщики камня», 1849, картина погибла, ранее — Картинная гал., Дрезден; «Веяльщицы», 1854). С подчёркнутой правдивостью изображает К. женщин из народа в картине«Купалыцицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине «Возвращение кюре с приходской конференции» (уничтожена, эскиз 1862 — Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной К. художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, «Ателье» (1855, Лувр) — аллегорической композиции, в которой К. представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация «Реализм», 1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, К. постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 — начала 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины («Зимний пейзаж», 1867, Лувр; «Хижина в горах», около 1874, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), и для натюрмортов («Фрукты», 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних фигурных композициях К. (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности («Травля оленя», 1867, Метрополитен-музей; «Источник», 1868, Лувр).
Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, в 1873 К. эмигрировал в Швейцарию.
Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.
В. А. Калмыков.
«Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854. Музей Фабра. Монпелье.
«Дробильщики камня». 1849. Картина не сохранилась. Прежде — Картинная галерея, Дрезден.
«Похороны в Орнане». 1849. Лувр. Париж.
Г. Курбе. «Автопортрет с трубкой». 1846—47. Музей Фабра. Монпелье.
«Ателье» (фрагмент). 1855. Лувр. Париж.
«Крестьяне Флаже, возвращающиеся с ярмарки». Музей изящных искусств. Безансон.
Курбевуа
Курбевуа' (Courbevoie), город на С. Франции, северо-западный промышленный пригород Парижа, в департаменте О-де-Сен, на берегу р. Сены. 60 тыс. жителей (1968). Машиностроение, металлообрабатывающая, текстильная, химмическая, пищевая промышленность.
Курбский Андрей Михайлович
Ку'рбский Андрей Михайлович (1528 — 1583), русский политический и военный деятель, писатель-публицист. Из рода ярославских князей. Получил хорошее образование (изучал грамматику, риторику, астрономию и философию); на формирование мировоззрения К. большое влияние оказал Максим Грек. В 40—50-х гг. был одним из самых близких людей Ивана IV Васильевича. Занимал высшие административные и военные должности, входил в Избранную раду, участвовал в Казанских походах 1545—52. В связи с военными неудачами в Ливонии царь в 1561 поставил во главе русских войск в Прибалтике К., который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве (Дерпте). Боясь опалы после падения правительства А. Ф. Адашева (см. Опричнина), с которым был близок, К. 30 апреля 1564 бежал из Юрьева в Литву; польский король пожаловал К. несколько имений в Литве (в том числе г. Ковель) и на Волыни, К. был включен в число членов королев. рады. В 1564 возглавил одну из польских армий в войне против России. В 1564—79 К. направил Ивану IV три послания (положившие начало известной переписке между К. и царём), в которых обвинил его в жестокости и неоправданных казнях. В 1573 К. написал «Историю о великом князе Московском» — политический памфлет, в котором отразилась идеология крупной аристократии, выступавшей против усиления самодержавной власти. «История» является одновременно свидетельством современника о восстании 1547 в Москве, взятии Казани, деятельности правительства А. Ф. Адашева, которое К. назвал «Избранной радой», о Ливонской войне и других событиях. Сочинения К. — ценный исторический источник, отличаются высокими литературными достоинствами.
Соч.: Соч., т. 1 — Сочинения оригинальные, СПБ, 1914.
Лит.: Ясинский А. Н., Соч. князя Курбского как исторический материал, [K.], 1889; Зимина А., Когда Курбский написал «Историю о великом князе Московском»?, Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 18, М. — Л., 1962; Скрынников Р. Г., Курбский и его письма в Псково-Печерский монастырь, там же.
В. И. Корецкий.
Курватура
Курвату'ра (лат. curvatura — кривизна, округлённость), незначительная, едва заметная кривизна некоторых частей здания. К. придаёт им большую пластическую и тектоническую выразительность и устраняет оптические искажения при восприятии прямолинейных по очертаниям частей здания на расстоянии и в сильном ракурсе. К. характерна главным образом для ордерной архитектуры (см. Ордер архитектурный).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КУ)", комментарии и мнения людей о произведении.