БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КУ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Современные музыкальные деятели. Ян Кубелик, «Русская музыкальная газета», 1902, № 51—52; Hoffmeister К., J. Kubelik, Praha, 1941.
Я. Кубелик.
Кубена
Ку'бена, Кубина, река в Вологодской области РСФСР (верховье в Архангельской области). Впадает в Кубенское озеро (бассейн Северной Двины). Длина 368 км, площадь бассейна 11 тыс. км2. Берёт начало с Коношской возвышенности. При впадении в озеро образует обширную дельту. Средний расход в нижнем течении 52,2 м3/сек. Наиболее крупный приток — Сямжена (левый). Судоходна. Сплавная. На К. — г. Харовск.
Кубенское озеро
Ку'бенское о'зеро, озеро в Вологодской области РСФСР (бассейн Северной Двины). Превращено (в 1917) в водохранилище. Площадь 648 км2 (собственно озера 407 км2). Средняя глубина около 3 м. Расположено в заболоченной низменности на высоте 109 м, вытянуто с С.-З. на Ю.-В. Длина около 60 км, ширина до 15 км. Берега отмелые, дно большей частью песчаное. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Размах колебаний уровня до 1,5 м. Высокие уровни с мая по июль — август. Для К. о. характерно сильное волнение. Замерзает в октябре — ноябре, вскрывается в конце апреля — мае. К. о. входит в систему Волжско-Северо-Двинского пути (построена в 1828, реконструирована в 1917). Из озера вытекает р. Сухона, в её истоке — плотина для сезонного регулирования и судоходный шлюз. Приток К. о.— р. Порозовица и Северо-Двинский канал соединяют озеро с Шексной (бассейн Волги). На К. о. рыболовство (нельма, лещ, щука, судак).
Кубертавичюс Пятрас
Куберта'вичюс Пятрас (22.6.1897, деревня Варту, ныне Лаздийского района, — 14.2.1964, Вильнюс), литовский советский актёр и режиссёр, народный артист Литовской ССР (1959). В 1916 начал сценическую деятельность. С 1919 работал в Каунасском драматическом театре. Роли: Шарунас («Шарунас» Креве-Мицкявичюса), Рустейка («Сыны зари» Чюрлёнене-Кимантайте), Чебутыкин («Три сестры» Чехова), Глостер («Король Лир» Шекспира) и др. Постановщик спектаклей: «Поют петухи» Балтушиса (1948, 1958), «Блудный сын» Блауманиса (1957) и др. Один из основоположников литовского профессионального театра. С 1936 вёл педагогическую работу. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалью.
Кубертен Пьер де
Куберте'н (Coubertin) Пьер де (1.1.1863, Париж, — 2.9.1937, Женева), барон, французский общественный деятель, педагог, историк, литератор; инициатор возрождения античных Олимпийских игр в виде всемирных спортивных соревнований. Образование получил в военной школе в Сен-Сире, юридическом коллеже и школе политических наук в Париже. Отказавшись от фамильной военной карьеры, посвятил свою деятельность разработке реформы национального образования, проблем физического воспитания, развитию международного спортивного движения. В 1894 в Париже состоялся созванный по инициативе К. международный спортивный конгресс, принявший решение о возрождении Олимпийских игр. В 1894—96 К. — генеральный секретарь Международного Олимпийского комитета, в 1896—1925 президент и в 1925— 1937 почётный президент. Им разработаны основные правила проведения Олимпийских игр, написан текст клятвы спортсменов-олимпийцев. Автор многочисленных работ по проблемам спорта и физического воспитания. В 1912 на конкурсе искусств, посвященном играм V Олимпиады, написанная К. (под псевдонимом) «Ода спорту» была удостоена золотой медали. Похоронен в Лозанне; по желанию К. его сердце захоронено в Олимпии — столице античных Олимпийских игр.
Соч.: Mémoires olympiques, Lausanne, 1931; Une campagne de ving et un ans, [P.], 1908; Les jeux olympiques de 1896, P., 1896; Pédagogic sportive, P., 1922; La psychologie du sport, «Revue des deux mondes», 1900, t. 160; Le sport et la société moderne, «Revue hebdomadaire», 1914, t. 6.
К. А. Андрианов, В. И. Саввин.
П. Кубертен.
Кубецкий Леонид Александрович
Кубе'цкий Леонид Александрович (25.7.1906, Царское Село, ныне г. Пушкин, — 22.9.1959, Москва), советский физик, изобретатель. Окончил Ленинградский политехнический институт (1931). С 1929 работал в Ленинградском физико-техническом институте, с 1936 в НИИ судостроения в Москве, с 1939 в институте теоретической геофизики АН СССР, с 1946 в институте автоматики и телемеханики АН СССР, с 1953 в институте биофизики АН СССР. Основные работы по электронике (управляемые газоразрядные и телевизионные приборы). Изобрёл (1930) и практически осуществил (1934) фотоэлектронный умножитель (Государственная премия СССР, 1948).
Лит.: Хлебников Н. С., Леонид Александрович Кубецкий. [Некролог], «Успехи физических наук», 1960, т. 71, в. 2, с. 351.
Кубизм
Куби'зм (франц. cubisme, от cube — куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин «К.» вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину «Авиньонские девушки» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке «Сексьон д'ор» («Золотое сечение»), входили эпигоны и популяризаторы К. — А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К., — Ф. Леже, «орфисты» Р. Делоне и Ф. Купка, будущие «дадаисты» Ф. Пикабия и М. Дюшан.
В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, «сезанновский» период кубизма (1907—1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отдельные грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо — «Фермерша», 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак — «Эстак», 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, «аналитической» стадии кубизма (1910—12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо — портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак — «В честь И. С. Баха», 1912, частное собрание, Париж). В последней, «синтетической» стадии (1912— 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо — «Харчевня», 1913—14, Эрмитаж; Ж. Брак — «Женщина с гитарой», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства «компенсируется» построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности («контррельефы» А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итальянских футуристов (см. Футуризм; Дж. Северини, К. Карра), русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников «Баухауза» (Л. Фейнингер, О. Шлеммер) и др. Во многих случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству, непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и некоторые крупные реалисты 20 в. — Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р. Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать «кубистическую поэзию», передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КУ)", комментарии и мнения людей о произведении.