БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЛА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЛА)" читать бесплатно онлайн.
X. Просвещение
До начала 20 в. центрами просвещения Л. были буддийские храмы, где монахи и послушники наряду с изучением религиозных канонов получали элементарные общие знания. Светское образование в Л. возникло после включения его в систему Французского Индокитая. В 1945 учащихся было 11 тыс. человек. В 1951 был принят закон об обязательном бесплатном начальном обучении детей в возрасте от 6 до 12 лет. К 1955 число учащихся увеличилось до 45,9 тыс. человек. Завоевание независимости Л. послужило стимулом для развития и демократизации образования. Однако из-за фактического раскола в стране сложились две системы образования. Система образования в районах, контролируемых вьентьянской администрацией, включает начальные школы 1-й и 2-й ступени (по 3 года каждая), неполные 4-летние средние школы (коллежи) и полные 7-летние средние школы (лицеи). Обучение в начальных школах ведётся на лаосском языке, в средней школе на французском языке. В 1969/70 учебном году в начальных школах обучалось 217 тыс. учащихся, в средних школах 13,1 тыс. учащихся. В освобожденных районах функционирует 10-летняя система обучения: 4-летняя начальная школа, 3-летняя неполная средняя школа и 3-летняя полная средняя школа; к 1973 было около 700 школ различных ступеней с 82 тыс. учащихся. Обучение ведётся на лаосском языке.
Среднее специальное образование дают Национальный педагогический центр во Вьентьяне и Педагогическое училище в Самныа, Технический коллеж во Вьентьяне, медицинские училища и сельскохозяйственные школы во Вьентьяне и Самныа и др. В 1967/68 учебном году в средних специальных учебных заведениях обучалось свыше 1 тыс. человек.
Во Вьентьяне находятся Королевское научное общество (до 1970 называлось Литературным комитетом), основная задача которого состоит в содействии развитию национальной литературы и языка, Национальная библиотека с небольшим книжным фондом (основными хранилищами книг остаются храмы).
Л. Н. Морев.
XI. Печать, радиовещание
В Л. в 1971 выходило 9 периодических изданий. Основные издания во Вьентьяне: «Лансан каона» («Прогресс Лаоса»), бюллетень на лаосском языке, с 1969, тираж 500 экз., выходит 2 раза в неделю; «Лао пресс бюльтен» («Lao Presse Bulletin»), официальный ежедневный бюллетень, орган министерства информации, пропаганды, туризма, издается на лаосском (тираж 700 экз.) и на французском (тираж 1300 экз.) языках; «Лао самай» («Лаос сегодня»), ежедневная газета, тираж 600 экз., выходит на китайском и лаосском языках; «Питтупум» («Родина»), ежедневная газета, тираж 500 экз., издается на лаосском языке; «Сат Лао» («Страна Лаос»), ежедневная газета, тираж 3,5 тыс. экз., выражает интересы правых националистических кругов; «Сиенг сери» («Голос свободы»), ежедневная газета, тираж 1 тыс. экз.
На территории, находящейся под контролем патриотических сил, издаются: «Лао Хаксат» («Патриот Лаоса»), газета, орган ЦК ПФЛ; «Сэнг саван» («Свет»), журнал.
Работают агентства: Лао Пресс, правительственное информационное агентство во Вьентьяне, с 1951; Каосан Патет-Лао, информационное агентство ПФЛ. Во Вьентьяне функционирует Национальное радио Л. — правительственная служба. Радиостанция ПФЛ — Голос Патет-Лао.
В. А. Кожевников.
XII. Литература
Ранние памятники эпиграфики, обнаруженные на территории Л., восходят ко 2-й половины 13 в. После создания государства Лансанг (14 в.) и распространения буддизма появились первые записи литературных произведений религиозного, а затем и светского содержания: поэма «Принц Хунг» о междоусобных распрях лаосских правителей, прозаическое «Сказание о Кхун Боломе» — легендарном основателе одного из первых княжеств в Л. (предположительно 13—15 вв.) и др. Значительное воздействие на формирование литературы Л. оказала древне-индийская литература, в том числе «Рамаяна», известная в Л. под названием «Па Лак Па Лам», и переведённый с языка пали буддийский канон «Типитака», из которого особенно большой популярностью пользовались «Вессантра джатака», «Кампара джатака» и др. джатаки. Сюжеты древнеиндийской литературы под влиянием местных фольклорных традиций подверглись в литературе Л. заметной переработке и переосмыслению. Популярными героями лаосцев стали Па Ин (Индра), Метайя (Будда-Майтрея), буддийский подвижник Малайю наряду с персонажами собственного фольклора — великаном Тьет Хай и лукавым мальчишкой Сианг Мианг. Вершиной литературы Л. 16—17 вв. является эпическая поэма «Синсай» Панкхама. К позднему средневековью относятся также религиозно-дидактические и дидактико-бытовые произведения, в которых отразились этические нормы и правовые отношения средневекового Л.: «Наставления Интиана» и «Наставления деда внукам» Кэу Дангта и анонимные обрамленные повести «Сиёу Сават», «Путтасен», «Мунла Тантай».
С 18 в. в результате распада (в 1707) государства Лансанг и потери лаосскими территориями независимости (в конце 19 в.) литература переживала глубокий застой. Её возрождение началось лишь после окончания 2-й мировой войны 1939—45 и роста национально-освободительного движения. В современной литературе преобладают произведения малых форм (небольшие повести, рассказы, стихи и песни), а также публицистика. Более успешно литература развивается в освобожденных районах Л.: стихи Сомси, песни Сисана, повести «Маленькая Си» (1969) Кхамлинга Фолсены и «Дорога жизни» (1970) Дыана Савана.
Лит.: Finot L., Recherches sur la littérature laotienne, «Bulletin de l'Ecole française d'Extreme-Orient», 1917, t. 17, № 5; Bernard. Thierry S., Littérature laotienne, в кн.: Histoire des littératures, t. 1, ГР., 1955]; Маха Сила Вилавонг, Ваннакади лао пыа кансыкса, Вьентьян, 1960; Phimmasone Phouvong, Cours de littérature Lao, «Bulletin des Amis du Royaume Lao», 1971, № 4—5.
Л. Н. Морев.
XIII. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники искусства — огромные гранитные «сосуды» (вероятно, погребальные урны), сосредоточенные главным образом в Долине Кувшинов (нагорье Траннинь) и датируемые началом нашей эры. В середине 1-го тыс. н. э. в Л. распространилось влияние культуры кхмеров. Среди сохранившихся памятников середины 1 — начала 2-го тыс. и. э. — святилища близ Саваннакхета (Инг-Ранг и др.), сходные с прасатами Камбоджи 6—11 вв. С образованием государства Лансанг (14 в.) утвердился буддизм, развилась своеобразная художественная культура, впитавшая влияния искусства Камбоджи и Сиама. Сохранились многочисленные монастырские комплексы — «ваты»: Сиенг-Тхонг в Луангпрабанге (1561), Фра-Кео (1565, восстановлен в 1938) и Сисакет (1820) во Вьентьяне и др. Они включают храмы-«боты» (прямоугольные в плане здания с портиками и многослойными 2-скатными черепичными крышами), библиотеки, жилища монахов и святилища-«тхаты» (разновидность ступы). Разнообразные по размерам и формам (полусферические, колоколовидные, ступенчатые, башнеобразные со шпилем) тхаты ставились и отдельно, образуя вместе с террасами, галереями и окружающими малыми тхатами самостоят. комплексы (Тхат Луанг во Вьентьяне, 16 в., восстановлен в 1909—31). Памятники средне-векового изобразительного искусства — каменные, деревянные и бронзовые статуи Будды (известные с 14 в.), в которых строгая каноничность позы и обобщённая моделировка формы сочетаются с точно выраженными этническими чертами (выпуклые, с узким разрезом глаза, короткий нос) и мягкостью линий. Распространение получили мелкая пластика, часто не буддийская (статуэтки танцовщиц и др.), орнаментальная резьба с позолотой на деревянных фронтонах ботов, на дверях и ставнях. Внутри боты украшались росписями на религиозные темы. Господство французских колонизаторов затормозило развитие национальной культуры. В городах Вьентьян и Луангпрабанг появились геометрически правильно распланированные улицы с 2—4-этажными домами европейского типа. С установлением независимости стали возрождаться традиции национальной культуры. В архитектуре зданий используются формы как современные (отель «Лансанг» во Вьентьяне, 1963, архитектор Кхамфет), так и традиционные национальные (Министерство внутренних дел во Вьентьяне, 1960-е гг., архитектор Серг). Массовым народным жилищем остаётся традиционный каркасный дом на сваях с 2-скатной крышей, часто — с верандой. Развивается станковая живопись (лаковая, масляная; Нуараонг, Виливонг), графика (Самнан), скульптура; наряду с буддийскими мифологическими сюжетами начали появляться сцены из народной жизни, пейзаж и натюрморт. Возрождаются традиции резьбы на дверях и ставнях, декоративной живописи, ткачества, обработки металла.
Лит.: Нго Гуи Куин, Архитектура Лаоса, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л. — М.,1971; Parmentier Н., L'art du Laos, v. 1—2, P. — Hanoi, 1954.
С. С. Ожегов.
XIV. Музыка
Несмотря на сильное индийское и китайское влияния лаосская музыка сохранила чистоту и самобытность народной традиции. Её корни восходят к 12 в. В Л. отсутствует нотное письмо, поэтому исполнители хранят в памяти народные мелодии, мастерски варьируя их при воспроизведении. В народе развита культура вокального и хорового пения. Наиболее популярны импровизированные баллады странствующих певцов и лирические дуэты влюблённых. Среди музыкальных инструментов наиболее распространён самобытный, не встречающийся в других странах Южной и Юго-Восточной Азии, хен (состоит из нескольких бамбуковых трубочек), популярны также флейты; из смычковых — двухструнная скрипка (сходная с камбоджийской); из ударных — разнообразные барабаны, гонги, ксилофоны и сложный инструмент кон вон, состоящий из шестнадцати маленьких бронзовых гонгов, смонтированных на подковообразной раме. В соединении все эти инструменты образуют малый лаосский оркестр, аккомпанирующий хоровому и сольному пению. В конце 60 — начале 70-х гг. в малые оркестры включаются европейские скрипки и аккордеоны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЛА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЛА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЛА)", комментарии и мнения людей о произведении.