БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)" читать бесплатно онлайн.
Соч.: Движение природных жидкостей и газов в пористой среде, М.—Л., 1947; Собрание трудов, т. 1—4, М., 1951—55.
Лит.: Юрьев Б. Н., Леонид Самуилович Лейбензон, «Изв. АН СССР. Отделение технических наук», 1949, № 8; Лисичкин С. М., Выдающиеся деятели отечественной нефтяной науки и техники, М., 1967.
Н. И. Белый.
Л. С. Лейбензон.
Лейб-кампания
Лейб-кампа'ния, гренадерская рота (364 человек) лейб-гвардии Преображенского полка, при содействии которой 25 ноября 1741 был произведён дворцовый переворот в России и возведена на престол императрица Елизавета Петровна. 31 декабря 1741 рота получила наименование Л.-к. с особой формой и знаменем. Елизавета Петровна приняла чин капитана Л.-к., все офицеры Л.-к. произведены в генералы (прапорщик — в чин полковника), а унтер-офицеры и рядовые — в офицеры; недворяне получили потомственное дворянство и поместья. Всем лейб-кампанцам был дан особый герб с девизом «За верность и ревность». Л.-к. размещалась в особом помещении около Зимнего дворца, несла его внутреннюю охрану и составляла почётный конвой императрицы. 21 марта 1762 была упразднена императором Петром III. При Екатерине II часть лейб-кампанцев была зачислена в Кавалергардский полк, часть получила пенсии.
Лейбль Вильгельм
Лейбль (Leibl) Вильгельм (23.10.1844, Кельн, — 4.12.1900, Вюрцбург), немецкий живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1864—69) у К. Пилоти. В 1869—70 посетил Париж, испытал влияние Г. Курбе. Возглавил группу мюнхенских реалистов, с 1873 работал в деревнях Верхней Баварии. Один из крупнейших живописцев-реалистов 19 в., Л. писал главным образом портреты и сцены быта патриархального баварского крестьянства, стремясь не столько к изображению действия, сколько к глубоко жизненному, сильному и рельефному воссозданию цельных и ярких характеров. В ранних картинах претворено влияние французской реалистической живописи (портрет П. Синьеи-Мерше, 1869, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Кокотка», 1870, и «Старый господин Палленберг», 1871, — в Музее Вальраф-Рихарц, Кельн). Позже Л. обратился к наследию немецкого искусства Возрождения («Три женщины в церкви», 1878—1882, Кунстхаллс, Гамбург). В последних работах Л. свободная, мягкая, насыщенная воздухом и светом живопись близка к импрессионизму («Прядильщица», 1892, Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Лит.: RömpIer К., Wilhelm Leibi, Dresden, 1955; Langer A., Wilhelm Leibi Lpz., 1961.
В. Лейбль. Автопортрет. Тушь, перо. 1896. Гравюрный кабинет. Дрезден.
Лейбниц Готфрид Вильгельм
Ле'йбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем — герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687—90 совершил поездку по Южной Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для «Истории Брауншвейга». В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества (позднее — АН). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712—14 жил в Вене. Вёл обширную переписку почти со всеми крупнейшими учёными, а также политическими деятелями.
Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике» (1685, изд. 1846, русский перевод 1890), «Новая система природы» (1695, русский перевод. 1890), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704, издание 1765, русский перевод 1936), «Теодицея» (1710, русский перевод 1887—92), «Монадология» (1714, издание 1720, русский перевод 1890). Основные математические сочинения: «Об истинном отношении круга к квадрату» (1682), «Новый метод максимумов и минимумов» (1684), «О скрытой геометрии и анализе неделимых...» (1686). Физические воззрения Л. изложены, в частности, в работах «Доказательство памятной ошибки Декарта» (1686), «Очерк динамики» (1695), политические и юридические идеи — в сочинениях «Трактат о праве...» (1667), «Христианнейший Марс...» (1680), «Кодекс международного дипломатического права» (1693) и др.
В философии Л. явился завершителем философии 17 в., предшественником немецкой классической философии. Его философская система сложилась к 1685 как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой Л. критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы и др. Л. стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Л. относил: 1) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); 2) логический примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; 3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); 4) оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования. Совершенство действительного мира Л. понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата. Следствиями последнего онтологического принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты и др.
В духе рационализма 17 в. Л. различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Реальный мир, по Л., состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. Гармония (взаимнооднозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать, или выражать и отражать, все др. монады и весь мир («монада — зеркало Вселенной»). Деятельность монад состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется индивидуальным «стремлением» (аппетицией) монады к новым восприятиям. Хотя вся эта деятельность исходит имманентно из самой монады, она в то же время есть развёртывание изначально заложенной в монаде индивидуальной программы, «полного индивидуального понятия», которое во всех подробностях бог мыслил, прежде чем сотворил данный мир. Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчётливо они представляют мир. В этой иерархии особое место занимают монады, которые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции и к которым Л. относил души людей.
Мир физический, как считал Л., существует только как несовершенное, чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека. Однако, поскольку физические феномены в конце концов порождаются стоящими за ними реальными монадами, Л. считал их «хорошо обоснованными», оправдывая тем самым значимость физических наук. В качестве таких «хорошо обоснованных» феноменов Л. рассматривал пространство, материю, время, массу, движение, причинность, взаимодействие, как они понимались в физике и механике его времени.
В теории познания Л. пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом. Считая, что без чувственного опыта никакая интеллектуальная деятельность не была возможна, Л. в то же время резко выступал против учения Дж. Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу Локка: «Ничего нет в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах» — принимал лишь с поправкой: «кроме самого интеллекта». Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: из идей к ним относятся высшие категории бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «восприятие», а из истин — всеобщие и необходимые истины логики и математики. Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. В отличие от Локка, Л. придавал значительно большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины факта, закрепляя за первыми свойства необходимости, а за вторыми — свойства случайности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.