БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
На 24-м съезде КПСС генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал о Москве: «Всем советским людям она дорога как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой социалистической державы» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 44). Выступая от имени партии, Л. И. Брежнев поставил задачу превратить столицу в образцовый коммунистический город. Этот призыв нашёл горячий отклик у трудящихся М.
8 мая 1965 за выдающиеся заслуги перед Родиной, в ознаменование 20-летия победы в Великой Отечественной войне 1941—45, М. было присвоено почётное звание города-героя с вручением второго ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В канун 50-летия Советской власти, 4 ноября 1967 М. награждена орденом Октябрьской Революции.
В. Е. Полетаев.
IV. Экономический очерк
Промышленность дореволюционной М. состояла преимущественно из предприятий лёгкой и пищевой отраслей. За годы социалистического строительства структура промышленности коренным образом перестроена, в первую очередь резко возросла доля машиностроения и металлообработки, которые занимают ведущее место в промышленном производстве (см. табл. 4). Созданы автомобильная, подшипниковая, электротехническая, авиационная, радиотехническая, приборостроительная отрасли. Сохранив своё большое значение для страны в изготовлении предметов народного потребления, М. стала мощной производственно-технической базой дальнейшей индустриализации. В 1973 объём промышленного производства по сравнению с 1913 увеличился в 173 раза, производительность труда повысилась в 27 раз.
Табл. 4. — Среднегодовая численность рабочих в отраслях промышленности (в % к итогу)
Вся промышленность 1913 1940 1960 1965 1970 1972 100 100 100 100 100 100 В том числе: Машиностроение и металлообработка 18 47 49 52,1 53,7 54,8 промышленность стройматериалов 1 1 4 3,8 4,1 4,0 Лёгкая промышленность 44 25 23 20,1 7,9 17,1 Пищевая промышленность 19 7 6 6,1 5,7 5,7За 1940—73 выпуск валовой продукции промышленности возрос в 8 раз. Во всех отраслях промышленности выделяются ведущие предприятия, определяющие профиль развития данной отрасли. В электротехнической промышленности к таким предприятиям относятся: электромеханический завод им. Владимира Ильича, электрозавод им. В. В. Куйбышева, электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. М. Кирова, кабельный завод «Электропровод»; в станкостроительной и инструментальной промышленности — станкостроительные заводы «Красный пролетарий» им. А. И. Ефремова, им. С. Орджоникидзе, инструментальные заводы «Калибр» и «Фрезер»; в приборостроении — заводы тепловой автоматики, нефтяных измерительных приборов, «Манометр», часовые заводы. Сильно возросло автомобилестроение — автомобильные заводы им. И. А. Лихачева, им. Ленинского комсомола, завод автомобильных кузовов. В других отраслях машиностроения выделяются заводы холодильного оборудования «Компрессор», компрессорный завод «Борец», насосный им. М. И. Калинина, Кунцевский игольно-платиновый, Перовский завод торгового машиностроения и др. В чёрной металлургии — завод «Серп и молот», трубный завод, метизный завод «Пролетарский труд». В лёгкой промышленности — хлопчато-бумажный комбинат «Трёхгорная мануфактура», Первая ситценабивная фабрика, Краснохолмский камвольный комбинат, шёлковые комбинаты им. П. П. Щербакова и «Красная Роза», швейно-производственные объединения «Восток», «Буревестник», «Заря»; в пищевой промышленности — кондитерские фабрики «Красный Октябрь», им. П. А. Бабаева, «Большевик», табачные фабрики «Дукат» и «Ява», маргариновый завод, мясокомбинат, молочные комбинаты.
Промышленность М. играет выдающуюся роль в техническом перевооружении промышленности СССР. Только за 1966—70 было создано 1808 новых типов машин и оборудования, в том числе 298 — электротехнического оборудования, 245 — химического и насосно-компрессорного оборудования, свыше 170 — металлорежущих станков. Кроме того, за этот же период создано 1085 новых видов приборов и средств автоматизации. Благодаря техническому перевооружению предприятий основные фонды промышленности М. за 1966—70 возросли на 38%.
Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций М. за 1966—73 составили 23,7 млрд. руб., в том числе в строительно-монтажные работы 12,9 млрд. руб. Производство отдельных видов промышленной продукции предприятиями М. см. в табл. 5.
Табл. 5. — Производство отдельных видов промышленной продукции
1940 1960 1965 1970 1973 Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 до 100 квт: а) тыс. шт. 12 210 286 299 290 б) тыс. квт. 7 1119 1649 1560 1733 Крановые электродвигатели, тыс.шт. 5 68 94 103 122 Трансформаторы силовые, млн. квт 3 12 14 12 15 Генераторы мощностью до 100 квт: а) тыс. шт. — 15 22 25 28 б) тыс. квт — 64 109 104 114 Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс. м3 — 3097 4245 5904 6630 Хлопчато-бумажные ткани, млн. пог. м 514 509 507 482 470 Шерстяные ткани, млн. пог. м 31 79 72 84 87 Шёлковые ткани, млн. пог. м 54 327 305 314 312 Кожаная обувь, млн. пар 29 33 32 34 32 Часы бытовые, млн. шт. 2,35 5,7 6,4 8,3 9,9 Радиоприёмники и радиолы широковещательные, тыс. шт. 4 118 192 317 352 Телевизоры широковещательные, тыс. шт. — 317 507 700 690 Холодильники бытовые, тыс. шт. — 148 216 229 233 Мясо (включая субпродукты 1-й категории), тыс. т 92 157 153 177 196* Колбасные изделия, тыс. т 80 161 175 198 213 Кондитерские изделия, тыс. т 223 245 279 303 302 Цельномолочная продукция (в переводе на молоко), тыс. т — 902 1080 1392 1561Транспорт. М. — крупнейший ж.-д. узел СССР. Одиннадцать ж.-д. линий связывают столицу со всеми районами страны. Имеется также прямое ж.-д. сообщение со многими зарубежными странами. На расстоянии 50—120 км от границ города построена Большая окружная железная дорога, по которой транспортируются транзитные грузы, идущие через М. В 1972 по сравнению с 1913 объём грузов, поступивших и отправленных через Московский ж -д. узел, возрос в 7 раз. Непрерывно возрастает объём ж.-д. пассажирских перевозок.
Осуществлены большие работы по техническому перевооружению и электрификации узла, совершенствованию и увеличению подвижного состава. Все станции Московского ж.-д. узла оборудованы автоматической сигнализацией и управлением, радиосвязью и телевидением (см. табл. 6). С постройкой в 1937 канала им. Москвы увеличилось значение М. как речного порта. Сооружение Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского судоходного канала открыло водный путь из М. к Каспийскому, Азовскому, Чёрному, Белому и Балтийскому морям. В М. 3 крупных речных порта — Западный, Северный и Южный. В 1972 удельный вес грузов, отправленных и принятых московскими речными портами, составил свыше 7% всех перевозок речным транспортом Советского Союза (см. табл. 7).
Табл. 6. — Оборот Московского железнодорожного узла
1913 1940 1960 1970 1972 Отправлено грузов, млн. т 1,8 4,1 11,0 13,8 14,4 Прибыло грузов, млн. т 7,3 22,9 41,7 49,0 52,6 Оправлено пассажиров, млн. чел. 16 212 379 511 550 в том числе в пригородном сообщении 13 205 368 493 530Табл. 7. — Грузооборот московских речных портов, млн. т
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.