БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать бесплатно онлайн.
Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие внешней среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения; общую гигиену , гигиену семей и подростков , гигиену коммунальную , гигиену питания , гигиену радиационную , гигиену труда ; эпидемиологию и географию медицинскую ; в эту же группу включают деонтологию медицинскую и так далее.
Приведённое деление М. условно. Социальные аспекты в той или иной степени присущи всем медицинским дисциплинам, а также научно-практическим комплексам целевого назначения (военная медицина , космическая медицина , спортивная медицина , судебная медицина и т. п.). Медицинскую микробиологию, паразитологию, например, принято относить к медико-биологической группе, но они связаны также с эпидемиологией, служат научной основой многих профилактических мероприятий и потому на практике часто выступают как медико-социальные науки. Многие дисциплины тесно переплетаются (например, гигиена детей и подростков и педиатрия). Характерный для так называемой теоретической М. (то есть медико-биологических дисциплин) экспериментальный метод всё шире проникает в области клинической и гигиенической М.
История медицины.
Возникновение медицины и её развитие до 16 века. Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приёмах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растительного и животного происхождения.
Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания , заговоры , молитвы и другое), заключавших в себе зачатки психотерапии . Развивались знахарство , шаманство ; возникла жреческая, храмовая М.
Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.
Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной М. Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов — кесарево сечение и эмбриотомия и так далее. Древнекитайская М. использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень , ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии .
Обширные сведения о М. народов, живших в 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит «Авеста» (9 век до н. э.—3 век н. э.) — священная книга зороастризма . В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней («Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и другое.
М. Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи — охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея ). Лечение проводилось в храмовых «асклепейонах» и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий .
Раньше других сложилась Кротонская медицинская школа, представитель которой Алкмеон Кротонский (конец 6 — начало 5 веков до н. э.) разработал учение о патогенезе болезней, основывался на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье — гармония, болезнь — дисгармония тела и присущих ему свойств. Принцип лечения в этой школе — «противоположное лечи противоположным» — лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ. Учение о патогенезе получило дальнейшее развитие в Книдской школе (1-я половина 5 века до н. э.), разработавшей один из вариантов гуморального (от латинского humor — жидкость) учения, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.
Разные варианты гуморального учения наметились ещё в М. государств Древнего Востока, но наиболее четко оно сформулировано Гиппократом , на много веков определившим направление развития М. Гиппократ выделил М. как науку из натурфилософии , превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.
Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за 3 столетия до н. э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат , которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг — орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и так далее.
Исключительное влияние на развитие М. оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К. Гален . Во 2 веке н. э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и фармакогнозии (галеновы препараты ), терапии, акушерству, гигиене, в каждую из указанных отраслей М. внёс много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввёл в М. вивисекционный эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов и систем человеческого тела. Он показал, что знание анатомии и физиологии — научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Телеологическая направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде («галенизм») получило поддержку церкви и господствовало в М. Запада и Востока в течение многих веков.
Элементы санитарии и общественной гигиены, имевшиеся во всех государствах Древнего мира, достигли в Риме высокого уровня, о чём свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и военно-медицинская организации, а также специальная служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.
В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов , монастырских больниц и лазаретов .
В древнерусском феодальном государстве, наряду с монастырской М., продолжала развиваться народная М. Распространённые лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Среди народных лекарей была специализация: «костоправы», «очные» и «кильные» (по грыже) лекари, «камнесеченцы», «камчужные» (по лечению ломоты, ревматизма), «почечуйные» (по геморрою), «чепучинные» (по венерическим болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки — целительницы детей и другие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.