БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Говорухин А. М а М. В Справочник офицера по военной топографии, 3 изд., М., 1968; Иваньков П. А., Захаров Г. В., Местность и её влияние на боевые действия войск, М., 1969; Краткий топографо-геодезический словарь-справочник, 2 изд., М 1973.
И. С. Ляпунов.
Местные бюджеты
Ме'стные бюдже'ты, бюджеты местных органов государственной власти и государственного управления.
В социалистических странах М. б. являются планами образования и использования фондов денежных средств, необходимых местным органам власти для осуществления возложенных на них функций. Составляются на основе планов развития народного хозяйства. Система М. б. каждой социалистической страны обусловливается государственным устройством и построена на принципах демократического централизма в управлении народным хозяйством. М. б. утверждаются местными органами власти и являются неотъемлемой частью государственного бюджета каждой страны (см. Бюджетная система ).
В СССР в соответствии с административно-территориальным делением страны каждый край, область, округ, район, город, поселковый и сельский Совет имеет свой М. б. Эти бюджеты органически связаны между собой и включаются в государственные бюджеты союзных республик, а последние — в Государственный бюджет СССР, чем организационно закрепляется единство бюджетной системы СССР. Основные бюджетные права местных Советов определены Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.
Объёмы М. б включая бюджеты автономных республик, возросли с 6,6 млрд. руб. в 1950 до 32,2 млрд. руб. в 1972 (почти в 5 раз). На их долю в 1972 приходилось свыше 1 /3 общего объёма бюджетов союзных республик и около 1 /5 объёма Государственного бюджета СССР. Из М. б. финансируются предприятия и хозяйственные организации, подведомственные местным Советам, социально-культурные учреждения (школы, детские сады, больницы и др.), содержание местных органов власти. В 1972 расходы М. б. составили: на финансирование народного хозяйства — 9,6 млрд. руб., на социально-культурные мероприятия — 21,2 млрд. руб.
В М. б. поступают доходы от предприятий местного подчинения (платежи из прибыли промышленных, строительных коммунальных, торговых и др. предприятий), арендные доходы и местные налоги и сборы . Кроме того, в М. б. производятся отчисления от государственных налогов и доходов в определённых размерах от сумм поступления этих доходов на территории соответствующих административных единиц (налога с оборота, подоходного налога с населения, подоходного налога с колхозов и др.), что повышает заинтересованность местных Советов в выполнении плана общесоюзных государственных доходов и налогов.
В М. б. может также зачисляться часть платежей из прибыли предприятий республиканского подчинения, а в районные, сельские поселковые бюджеты — дополнительные суммы налога с оборота в зависимости от размеров товарооборота потребительской кооперации. В 1967—71 значительно расширены права местных Советов, что способствует укреплению их материально-финансовой базы и росту бюджетов.
В капиталистических странах М. б. представляют собой годовые сметы вероятных доходов и расходов местных органов управления. Они утверждаются местными органами и в состав государственных бюджетов не включаются (т. е. формально они обособлены), но фактически права местных органов самоуправления, в том числе и бюджетные, определяются актами центральных правительств. Удельный вес М. б. составляет в Великобритании около 30%, во Франции — 20%, в США — 26% всех ресурсов бюджетной системы. На современном этапе М. б. широко используются для государственно-монополистического регулирования экономики. За счёт М. б. покрываются все коммунальные расходы, значительная часть затрат на строительство и содержание дорог, транспорт, жилищные расходы на содержание полиции суда, прокуратуры; финансируется т. н. социальная инфраструктура (расходы на просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение). Несмотря на то, что удельный вес М. б. заметно возрос, остаётся справедливым указание В. И. Ленина о том, что «не может в буржуазном государстве буржуазия дать действительно на культурные цели ничего кроме грошей, ибо куши нужны ей на обеспечение господства буржуазии, как класса» собрание соч., 5 изд., т. 16, с. 321—22).
Доходы М. б. составляют местные налоги и сборы (в основном с трудящихся), неналоговые доходы (главным образом от собственности муниципалитетов), местные займы и субсидии из центральных бюджетов. В общей сумме доходов М. б. в начале 70-х гг. налоги занимали (в %) в США — 58, Франции — 45, ФРГ почти 40, Великобритании — 38; неналоговые доходы соответственно — 29, 37, 37 и 21. Субсидии государства в доходах М. б. этих стран колеблются от 13 до 41%. Посредством субсидий центральное правительство получает возможность определять направление и масштабы всей деятельности местных органов управления и по существу направлять их финансовую политику.
Л. С. Величко.
Местные налоги и сборы
Ме'стные нало'ги и сбо'ры, налоги и сборы, зачисляемые в доход местных органов государственной власти и государственного управления. В СССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 1942 «О местных налогах и сборах» (с учётом последующих изменений и дополнений) взимаются следующие виды М. и с налог со строений, рента, сбор с владельцев средств и разовый сбор на рынках; на территории отдельных местностей установлен также курортный сбор. М. н. и с. зачисляются в доходы городских, поселковых и сельских Советов.
Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооперативным предприятиям и отдельным гражданам (государственные предприятия, учреждения и этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооперативными предприятиями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооперативный налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооперативных организаций и граждан — 1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при которых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд других владельцев строений и земельных участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.
В городе владельцы автомобилей, мотоциклов, яхт, лодок, а также используемых в извозном промысле животных уплачивают сбор с владельцев транспортных средств. Сбор взимается один раз в год по ставкам, установленным в зависимости от административного значения города и вида транспортных средств. Колхозы, колхозники и др. граждане, продающие на рынках продукты своего либо кустарные и др. изделия, уплачивают разовый сбор на колхозных рынках. С 1970 такой сбор не поступает в доход бюджета, а полностью направляется на эксплуатацию, благоустройство и расширение колхозных рынков. Курортным сбором облагаются граждане, приезжающие на отдых в курортные местности в неорганизованном порядке. Сбор поступает в доход местного бюджета и расходуется на благоустройство соответствующей курортной территории. Размеры сбора определяются решениями Советов Министров союзных республик. Лица, приезжающие на отдых и лечение по путёвкам, от уплаты сбора освобождены. В ряде республик установлены льготы для инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и др. категорий граждан. Местные налоги занимают в доходах Государственного бюджета СССР крайне незначительный удельный вес (см. также Налоги ).
В других странах М. н. и с. также, как в СССР, занимают небольшое место в общих доходах местных бюджетов и взимаются, как правило, в виде налогов со строений, городских земельных участков, рыночных сборов, сборов с владельцев транспортных средств и некоторых др. разновидностей налогов и сборов за имущество и получение разного рода услуг.
В странах М. н. и с. составляют основной источник доходов местных бюджетов. Так, в начале 70-х гг. в составе бюджета местные налоги составляли в США около 30%, в Японии около 31%, во Франции более 9%. Среди таких платежей можно выделить собственно местные налоги (прямые и косвенные), надбавки к госналогам и пр. местные налоги (на зрелища, на владение транспортными средствами и др.). М. н. и с. при капитализме характеризуются резко выраженной регрессивностью, когда наибольшая тяжесть налогового бремени ложится на плечи трудящихся. Отличительная черта этих налогов — их множественность (например, в большинстве штатов США применяется около 12 местных налогов, в ФРГ — около 25, в Японии — около 15).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.




























