БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать бесплатно онлайн.
Вспомогательное М.-м. о. имеет целью дать студентам (учащимся) математические сведения, необходимые для изучения специальных дисциплин и использования математических средств при проведении различных исследований и в повседневной работе. К вспомогательному М.-м. о. относятся курсы математики и механики, которые читаются во втузах, на экономических, химических, биологических, геологических и др. факультетах (отделениях) университетов, отраслевых институтов и в средних специальных учебных заведениях. Для подготовки математиков с инженерным, экономическим, физическим образованием (для которых математика является средством глубокого проникновения в закономерности производственных, инженерных, экономических и др. процессов) созданы Московский инженерно-физический институт и Московский физико-технический институт ; ряд инженерно-математических факультетов во втузах, отделения математической экономики и математической лингвистики в Московском и Ленинградском университетах. В 50—60-е гг. в учебных планах втузов значительно увеличено количество часов на изучение математики; введены специальные математические курсы; в программу общего курса включены теория вероятностей, математическая статистика, элементы программирования для ЭВМ, элементы линейного программирования и оптимального управления процессами. Во многих втузах при дипломном и курсовом проектировании обязательно использование вычислительной техники. В 60-е гг. в крупнейших вузах страны организованы факультеты повышения квалификации специалистов в области М.-м. о.
За рубежом подготовка математиков-исследователей, статистиков, вычислителей и программистов, преподавателей и др. осуществляется преимущественно в университетах. В ряде стран Европы и в США организованы национальные комитеты по М.-м. о., которые занимаются его совершенствованием. При ЮНЕСКО работает Международная комиссия по М.-м. о., в деятельности которой участвуют советские математики. Раз в 4 года проводятся международные конгрессы по математическому образованию. С 1970 в Великобритании издаётся международный журнал, посвященный М.-м. о., в СССР выпускаются специальные сборники по вопросам преподавания математики в вузах.
Лит.: Гнеденко Б. В., Очерки по истории математики в России, М. — Л., 1946; Ланков А. В., К истории развития передовых идей в русской методике математики, М., 1951; Прудников В. Е., Русские педагоги-математики XVIII—XIX веков, М., 1956; Колмогоров А. Н., О профессии математика, 3 изд., М., 1960; Вопросы истории физико-математических наук, М., 1963, разд. 1.
Б. В. Гнеденко.
«Механисты»
«Механи'сты», термин, обозначавший в середине 20-х — начале 30-х гг. 20 в. группу сов. философов, стоявших на позициях отождествления диалектики с современной механикой и создавших своеобразную «механистическую» концепцию теории познания, логики и исторического материализма. Группа включала И. И. Скворцова-Степанова, А. К. Тимирязева, Л. И. Аксельрод-Ортодокс, В. М. Сарабьянова, В. А. Петрова и др. К «М.» примыкал Н. И. Бухарин, претендуя на руководство «социологической школой». Концепция «М.» была своеобразным воспроизведением в марксистской философии ряда идей позитивизма, в том числе отрицания самостоятельного значения философии, подмены диалектики теорией «равновесия», отрицания объективной природы случайности и т. д. Взгляды «М.» были подвергнуты критике на ряде научных конференций и диспутов. В 1929 Всесоюзная конференция марксистско-ленинских научных учреждений отметила, что механицизм является своеобразной ревизией диалектического материализма (см. «Естествознание и марксизм», 1929, № 3, с. 211). В постановлении ЦК ВКП(б) «О журнале “Под знаменем марксизма”» от 25 января 1931 механицизм охарактеризован как главная опасность на теоретических фронте тех лет.
В начале 30-х гг. основные представители этой группы отказались от своих ошибочных взглядов и подвергли их критике.
Лит.: О журнале «Под знаменем марксизма» [Из постановления ЦК ВКП(б)], в сборнике: О партийной и советской печати, М., 1954; Нарский И. С., Суворов Л. Н., Позитивизм и механистическая ревизия марксизма, М., 1962.
Л. Н. Суворов.
Механицизм
Механици'зм, односторонний метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная. Последовательное развитие этого взгляда приводит к отрицанию качественного многообразия явлений в природе и обществе или к представлению о нём как лишь о субъективной иллюзии. В более широком смысле М. есть метод «сведения» сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на биологические отношения, когда речь идёт о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идёт о биологии, и т. д.).
Исторически М. выступал в качестве господствующего направления научно-материалистической мысли на протяжении 16—18 вв., когда механика была единственной развитой наукой, получившей применение в производстве, и потому казалась «наукой вообще», абсолютной наукой, располагающей соответственно абсолютным методом — математикой, понимаемой в основном механистически. Классическими представителями М. могут считаться Г. Галилей, И. Ньютон, П. С. Лаплас (в естествознании), Т. Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах ( в философии). Типичными представителями М. в 19 в. являлись Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг. Односторонне механистический подход к познанию природных и общественных явлений подвергался критике Б. Спинозой, Г. В. Лейбницем, отчасти Д. Дидро. Как ограниченно оправданный метод мышления, он был преодолен («снят») Г. Гегелем (ему принадлежит и сам термин «М.») в диалектическом понимании задач и природы мышления. Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель «...хотел унизить материализм эпитетом “механический”. Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм — французский материализм XVIII века — был действительно исключительно механическим...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568—69).
М. есть пройденный исторический этап развития материалистической философии, и всякая попытка возродить его в современных условиях должна расцениваться как шаг назад в научном отношении. Возможность рецидивов М. коренится в том, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своём составе механическое движение как одну из сторон. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Как раз при таком «согласовании» совершается та нивелировка, в ходе которой подвергаются забвению их качественное своеобразие и противоречивость. По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. приводит в конечном итоге к признанию принципиальной невозможности её познания. М. у Галилея, Гоббса, французских материалистов ещё ни в малейшей степени не затронут агностицизмом . Но в 19 в. среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностические взгляды. В соответствии с принципом: что не механика, то не наука, всякое знание, раскрывающее природу надмеханических областей движения, объявляется ненаучным. М. выдвигает понятие особых внешних «сил», в котором реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механические «причины» этого движения. «В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница» (там же, с. 407). Особенно наглядно несостоятельность М. проявляется в области проблем мышления, сознания, жизни. Здесь М. оказывается почвой для витализма, телеологии и идеализма.
М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизического метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталкиваясь с противоположными определениями предмета, М. всегда стремится зачеркнуть одно из них (например, качество в угоду количеству) или же полагает только одно из них как истинное, в противоположность другому, принимаемому за неистинное: то абсолютная случайность, то столь же абсолютная необходимость, то дискретность, то непрерывность и т. д. М. мистифицирует и само понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как результат действия внешней силы, поэтому и материя представляется ему инертной и косной массой.
Диалектический материализм установил на основе обобщения данных науки, что механическое движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханических процессов оно оказывается «побочной формой», необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.