БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать бесплатно онлайн.
Богословы и юристы средних веков сформулировали ряд важных начал М. п., прежде всего в области договорного права (принцип «пакта сунт серванда» ) и права войны (выкуп пленных, защита мирного населения). В процессе образования национальных и многонациональных государств и с укреплением верховной власти складывалось понятие суверенитета . К позднему феодализму в Западной Европе относится деятельность голландского юриста и дипломата Гуго Гроция (16—17 века) и его продолжателей, заложивших основы буржуазной науки М. п.
Хотя М. п. эпохи феодализма имело ряд особенностей, отражавших классовую природу феодального общества, отдельные его институты и нормы сохранились и получили дальнейшее развитие в период капитализма.
Возникновению новых принципов М. п. содействовали буржуазной революции, особенно Великая французская революция. Суверенное равенство, независимость, территориальная неприкосновенность, невмешательство во внутренние дела других государств, соблюдение договоров — эти принципы были декларированы буржуазией, боровшейся против сил феодальной реакции, в качестве основных начал международного общения, получили закрепление в ряде международных актов и постепенно приобрели характер общепризнанных принципов и норм М. п. В эпоху капитализма М. п. обогатилось такими институтами и нормами, как признание и правопреемство государств, плебисцит и оптация гражданства, право убежища , запрет работорговли, «добрые услуги» и т. д. Серьёзные изменения претерпело право войны: были провозглашены принципы допустимости только оборонительных и справедливых войн, войн в защиту нарушенных прав, гуманного обращения с ранеными и пленными, уважения прав мирного населения, введены запрет оружия, причиняющего излишние страдания, каперства и охрана прав нейтральных государств (см. Законы и обычаи войны , Контрибуция , Нейтралитет ).
Буржуазная наука М. п. развивалась под большим влиянием Гуго Гроция, положившего начало двум направлениям в буржуазной доктрине: естественно-философскому, стремившемуся установить общие философские основы М. п. (С. Пуфендорф, Х. Вольф, Э. Ваттель в Германии и другие), и позитивному, исходившему из существующих обычаев и договорной практики государств (К. Бейнкерсхук, И. Мозер, Р. Зеч и другие). В 19 веке господствующим в науке М. п. стало историко-позитивное направление, наиболее видными представителями которого были А. Хефтер, Г. Трипель, Ф. Лист (в Германии), Дж. Уэстлейк, Р. Филимор, Т. Холланд и Л. Оппенхейм (в Великобритании), Г. Бонфис и П. Фошиль (во Франции), Дж. Мур, У. Лоренс и Г. Уитон (в США). Значительный вклад в развитие науки М. п. был внесён Россией. По инициативе России был выработан ряд международных актов в области законов и обычаев войны (Парижская декларация 1856, Женевская конвенция 1864, Петербургская декларация 1868, Гаагские конвенции 1899 и 1907 и другие). Теоретическую разработку проблем М. п. вели известные русские учёные В. Ф. Малиновский, В. А. Незабитовский, Д. И. Каченовский, Л. А. Комаровский, Ф. Ф. Мартенс и другие.
Характерная черта буржуазного права — формальное равенство всех перед законом — присуща и М. п. эпохи капитализма. Признание прогрессивных принципов М. п. носило часто исключительно декларативный характер: на деле они нарушались крупными государствами. В целом М. п. эпохи капитализма служило средством защиты политических и экономических интересов буржуазии. Сфера его действия ограничивалась европейскими «цивилизованными» государствами и не распространялась на колониальные страны и народы. В буржуазном М. п. не только сохранились, но и получили развитие такие реакционные нормы и институты М. п. эпохи феодализма, как война, репрессалии , аннексия , контрибуции, вассалитет , режим капитуляций, протекторат, сферы влияния и т. д.
В 18—19 веках в науке М. п. довольно широкое распространение (особенно в Германии) получили нигилистические теории, отрицающие М. п. Нередко эти теории служили оправданием милитаристским устремлениям буржуазии.
В эпоху империализма буржуазия становится на путь отказа от провозглашенных ею ранее основных принципов М. п., попирая элементарные нормы международного общения. В буржуазной науке М. п. получают весьма широкое развитие разнообразные теории и концепции, гл. назначение которых — оправдание и обоснование агрессивной политики империализма. Наряду с отрицанием суверенитета и невмешательства как коренных основ М. п. и провозглашением космополитических идей «мирового государства» и «мирового правительства», в буржуазной науке возрождаются нигилистические воззрения на М. п., база которого якобы суживается, пропагандируются теории распада общего М. п. на региональные системы, создания «междублокового права» и т. д.
Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в развитии человечества, оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие международных отношений и положила начало формированию качественно нового современного М. п.
М. п., существовавшее к моменту образования Советского государства, представляло собой весьма сложный конгломерат принципов и норм, сложившихся в различных исторических условиях. Наряду с принципами и нормами, направленными на обеспечение мирных отношений между государствами, имелись принципы и нормы, отражавшие и закреплявшие систему национального угнетения, колониального господства империалистических государств.
Внося на рассмотрение 2-го съезда Советов Декрет о мире, В. И. Ленин говорил: «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 35, с. 20). Советское государство выступило против всего отжившего и реакционного в М. п., за развитие его демократических начал, за внедрение новых принципов и норм, направленных на обеспечение всеобщего мира, освобождение народов от национального и колониального угнетения и развитие между ними всестороннего сотрудничества на равноправных и добровольных основах. В. И. Ленин выдвинул принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Под воздействием Советского государства, и особенно после образования мировой социалистической системы, М. п. претерпело коренные изменения. Многие действовавшие ранее реакционные институты и нормы утратили силу. В важнейших международных актах (например, в Уставе ООН) закреплены такие основополагающие принципы, как запрещение применения силы или угрозы силой в международных отношениях, самоопределение наций и народов, обязательность мирного разрешения споров и другие. Получили дальнейшее развитие демократические принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, равноправия и другие.
Эти изменения дают основание говорить о создании нового, современного М. п., которое закрепляет основные политические и правовые условия мирного сосуществования и направлено на его обеспечение.
Субъектами М. п. — участниками международных правоотношений являются в первую очередь и главным образом государства. Новые государства становятся субъектами М. п. независимо от какого-либо акта или волеизъявления других участников международного общения (см. Признание государства , Правопреемство ). В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, и принятия в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, субъектами современного М. п. следует считать не только государства, но и народы и нации, которые ещё не реализовали своего права на самоопределение. Субъектами М. п. признаются также международные организации , образование и деятельность которых не противоречит основным принципам М. п.
Современное М. п. содержит общепризнанные принципы и нормы, то есть принципы и нормы, признанные всеми государствами и обязательные для всех государств. Отдельные нормы М. п. обязательны только для некоторых государств и имеют локальное значение (например, нормы договоров, в которых участвует ограниченное число государств). Однако непременным условием правомерности и действительности таких локальных норм, а также договорных обязательств двух или более государств является их соответствие общепризнанным принципам и нормам М. п.
Как принципы, так и нормы М. п. являются правилами поведения участников международного общения и в таком смысле имеют одинаковое значение. Вместе с тем между этими понятиями существуют и известные различия. Под общепризнанными принципами М. п. следует понимать исходные общие и наиболее важные правила поведения субъектов международного общения, руководящие начала международной законности. Основные принципы М. п. закреплены ныне в Уставе Организации Объединённых Наций , в разработке которого самое активное участие принимал СССР. Ведущими в современном М. п. являются принципы ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны. Нормы М. п. являются конкретными правилами поведения, развивающими и детализирующими принципы М. п. Советский Союз и другие социалистические страны выступили инициаторами кодификации принципов М. п., закрепленных в Уставе ООН, и 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла в 1970 специальную Декларацию принципов М. п., где сформулированы нормы, вытекающие из ведущих принципов М. п.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.