БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать бесплатно онлайн.
В основе онтологии Н. — учение о потенции и акте, согласно которому процессы «возникновения» тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с точки зрения Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.
Натурфилософия Н. имеет своим предметом телесный мир — чувственное и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет гилеморфизм — восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определённый вид благодаря нематериальной форме, формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганического мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма (форма форм), согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и «первичную материю», и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является Бог.
Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеческого познания — обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Границей научного познания Н. объявляет вопросы о «сущности бытия», которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает «вторичные причины» и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как «конечные причины» всего существующего относятся к сверхъестественному порядку бытия, т. е. к богу. Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом.
Личность в Н. есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности — свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности — получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с Богом.
Человеческое общество в социально-политической философии Н. понимается как «естественное общество»; его основные формы — семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в Н. с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно Н., существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Н. пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый принципом «христианской любви к ближнему». На практике это выливается в проповедь «социального мира» между классами.
Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма, издают огромное количество «критических» опусов, полемизирующих с философией марксизма; выпущены специальные учебники по «опровержению» диалектического материализма. «Исследовательскими» центрами борьбы против марксистской философии являются «Русский институт» в Ватикане и «Институт Восточной Европы» во Фрейбурге (Швейцария), издающий специальный квартальный журнал «Studies in Soviet Thought».
После 2-го Ватиканского собора (1962—65), осуществившего перестройку католической церкви, её «модернизацию», Н. испытывает всё большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения П. Тейяра де Шардена (Франция) и др.
Лит.: Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Минкявичюс Я. В., Современный католицизм и его философия, Вильнюс, 1965; Гараджа В. И., Неотомизм — разум — наука, М., 1969; Желнов М. В., Критика гносеологии современного неотомизма, М., 1971; Быховский Б. Э., Эрозия «вековечной» философии. (Критика неотомизма), М., 1973; Dezza P., Alle crigini del neotornismo, Mil., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949; Grenet P., Le thomisme, 2 éd., P., 1956; Wyser P., Der Thomismus, Bern, 1951 (лит.); Gélinas J. P., La restoration du thomisme sous Léon XIII et les philosophies nouvelles, Wash., 1959.
В. И. Гараджа, Л. И. Греков, К. М. Долгов.
Неотропическая область
Неотропи'ческая о'бласть, флористическая и зоогеографическая область суши; для растений и животных границы Н. о. несколько различаются.
Неотропическая флористическая область, или Неотропическое флористическое царство, — одно из основных ботанико-географических подразделений суши. Занимает материковую часть Н. Света, от Нижней Калифорнии и южной части Мексиканского нагорья на С. до 40° ю. ш. на Ю., и прилежащие к Центральной Америке острова. Климат тропический, к Ю. от 25° ю. ш. — субтропический, с переходом к умеренному. Флора богатая и разнообразная, с преобладанием мезофильной лесной растительности. Наиболее видное место в её составе занимают пантропические семейства (молочайные, лавровые, мареновые, миртовые, меластомовые, тутовые, сапиндовые, пальмы, орхидные и др.), представленные, однако, преимущественно неотропическими родами, а также крупные космополитические семейства (сложноцветные, злаки, бобовые, губоцветные и др.). Эндемичных семейств немного, но часть из них (бромелиевые, кактусовые) очень характерна для состава и облика флоры. Характер связей с флорами др. областей (в частности, Палеотропической областью ) и дифференциация флор в пределах Н. о. указывают на длительность изолированного развития неотропической флоры при относительной устойчивости условий окружающей среды. Наиболее близкие (во времени) связи намечаются с флорами тропической Африки и высокогорий Северного полушария.
Н. о. подразделяют на следующие подобласти. Карибская подобласть занимает окраинные территории Мексики, Центральную Америку, Антильские острова и прибрежные районы Колумбии и Венесуэлы. Флора характеризуется обилием видов миртовых, пальм, бобовых, лавровых, анноновых, перечных, орхидных и др. семейств; широко представлены древовидные папоротники, саговники; на С. подобласти встречаются некоторые сосновые. Много эндемиков. Оринокская подобласть саванн характеризуется обилием бобовых, диллениевых, мальпигиевых, крупных злаков и др. Число эндемиков умеренно. Амазонская подобласть гилей — обширнейшее лесное пространство в бассейне р. Амазонки (между восточным подножием Андов и Атлантического океана, от 6—10° с. ш. до 10—15 ° ю. ш.). Флора весьма богата и, несмотря на относительную однородность условий, сильно дифференцирована; изобилует пальмами (многие из них эндемичны), бобовыми, молочайными, мареновыми и др. Множество эпифитов (орхидные, бромелиевые, ароидные и др.). Бразильская подобласть сухих редколесий и саванн занимает Бразильское плоскогорье и примыкающие пространства к С. от 30° ю. ш. в частности большую часть бассейна Ла-Платы. Здесь сочетаются оригинальные формы бомбаксовых, пальм, молочайных, кактусов. В бразильских кампосах наряду с древесными породами обильно представлены тропические роды злаков, сложноцветных, бобовых, губоцветных и др. На Ю. Бразилии своеобразны сочетания тропических и субтропических вечнозелёных деревьев и кустарников с лесообразующей араукарией. Лаплатская подобласть пампы (равнинные степи — к Ю. от 30° ю. ш., между Андами и Атлантическим океаном) характеризуется специфически неотропическим набором злаков, сложноцветных, паслёновых, вербеновых и др. Существенную роль играют виды, занесённые человеком из Старого Света. Андийская подобласть занимает гористую часть материка Южной Америки от Колумбии до средней части Чили. Растительный покров очень дифференцирован в зависимости от географической широты, высоты над уровнем моря, экспозиции в отношении господствующих ветров. Здесь сложно сочетаются мезофильные леса разных зональных типов, вечнозелёные комплексы лавролистных лесов, высокогорные формации (пуна и парамо), пустыни. Много эндемичных видов и родов. Прослеживаются генетические связи с горными флорами Северного полушария и внетропического юга. Особое положение занимают флоры тихоокеанских островов — Галапагос и Хуан-Фернандес. См. также Флористические области .
Лит.: Вульф Е. В., Историческая география растений. История флор земного шара, М.—Л., 1944; Алехин В. В., Кудряшов Л. В., Говорухин В. С., География растений с основами ботаники, 2 изд., М., 1961; Diels L., Pflanzengeographie, 5 Aufl., В., 1958; Good R., The geography of flowering plants, 3 ed., L., 1964; Hueck K., Die Wälder Südamerikas, Jena, 1966.
А. И. Толмачёв.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.