БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (НИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (НИ)" читать бесплатно онлайн.
В 1-й половине 19 в. развивается национально-демократическая музыкальная культура, вначале с немецким романтическим влияниями, так как многие голландские композиторы обучались в Германии. Среди них: Ж. Б. ван Бре, Й. Ферхюлст (оркестровая, камерная, культовая музыка), Р. Хол (национальные песни и хоры), В. Николаи (национальные детские песни). Была основана первая национальная Королевская музыкальная школа (1826—46, Гаага), создано общество поощрения музыки (1829), которое поддерживало премиями национальных композиторов и издавало их произведения, открыло в 1853 собственную музыкальную школу, участвовало в организации Амстердамской консерватории (1884) и хоровых коллективов в ряде городов Н. В 1841 учреждено общество «Цецилия» по охране быта музыкантов. Проводились публичные концерты на открытом воздухе с участием Королевской военной капеллы в Гааге (с 1829) и Паркового оркестра в Амстердаме. С 1875 существует Королевское общество нидерландских музыкантов (Амстердам) с различными профессиональными объединениями и многочисленными отделениями в стране. В 1883 было основано крупнейшее концертное общество «Консертгебау» с собственным залом, с хором и знаменитым симфоническим оркестром, которым руководили В. Кес (1888—95), выдающиеся нидерландские дирижёры В. Менгельберг (1895—1941), Э. ван Бейнум (1945—59), Э. Йохум (с 1961); с этим оркестром работали П. Монтё, Б. Вальтер; позднее оркестр возглавил В. ван Оттерло. Развитию оперы в Н. способствовали организованное в 1884 Вагнеровское объединение «Вагнер-Веренинг» (до 1919 руководил Х. Виотта; исполнялись в 1894—1912 вагнеровские оперы, позднее и произведения др. композиторов, в том числе современных) и национальные оперные труппы — «Холландсе опера» (1886—94, организована Й. Г. де Гротом, ставила на голландском языке оперы композиторов С. ван Миллигена, Я. Брандтс-Бёйса, В. Ландре и др.), «Де Недерландсе опера» (1894—1901, основанная дирижёром К. ван Линденом) и Национальная опера (1916—23, руководитель Г. Х. Коиман). Получают известность нидерландские оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. ЭнгеленСевинг и др.
В конце 19 — начале 20 вв. выдвигаются национальные композиторы Б. Звере, затем Й. Вагенар (также дирижёр, органист, в 1919—37 директор Королевской консерватории, основанной в 1908 в Гааге) и А. Дипенброк; они создали национальный программный симфонизм, вокально-инструментальные и музыкально-театральные произведения, став основоположниками современной национальной музыкальной школы Н. Среди др. музыкантов — К. Доппер, автор программных национальных симфоний, и музыкальный фольклорист Ю. Рентген. В числе композиторов начала 20 в. — Я. ван Гилсе, импрессионисты А. Вормолен и Б. ван ден Сигтенхорст Мейер. В 1911 создано общество нидерландских композиторов; после 1-й мировой войны — Нидерландское общество современной музыки во главе с композиторами-экспериментаторами Х. Загвейном, М. Вёрмёленом, Д. Рёйнеманом и С. Дресденом (создал хоровую капеллу «Мадригал», 1914). Крупнейший композитор 1-й половины 20 в. — В. Пейпер, воспитавший многих современных композиторов Н. (также музыкальный критик). Среди музыкантов середины 20 в. — композиторы Х. Бадингс, Р. Г. Эсхер, М. Флотхёйс, Х. Андриссен, М. Монникендам, С. Бессем, Р. де Рос, Г. Ландре, К. ван Барен и др.; дирижёры П. Хюппертс, Б. Хайтинк; пианисты К. де Грот, Л. Понсе, Х. Хенкеманс; клавесинист Г. Леонхардт; скрипачи Т. Олоф, Х. Кребберс; певцы Т. Байле, Ф. Вронс, певицы М. Арден, Г. Браувенстейн.
Немецко-фашистская оккупация затормозила развитие музыкальной жизни, которая возобновилась вскоре после 2-й мировой войны 1939—45. В конце 40-х гг. появились различные авангардистские творческие направления (см. Авангардизм); их представляют композиторы Я. Гердс, Ю. Андриссен, Т. де Леув, Х. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат, М. Менгельберг, М. Флотхёйс, Я. ван Флейман и др. В Н. существуют «Де Недерландсе опера» (возобновлена в 1946 муниципалитетами Гааги и Амстердама, выступает также в Роттердаме и Утрехте), оперные компании «Де Зёйд Недерландсе опера» (основана в 1848, г. Маастрихт) и «Форум» (с 1955, г. Энсхеде); общества «Гаагский художественный клуб» (с 1945), «Донемус» (с 1947, Амстердам; пропагандирует современную музыку), «Молодёжь и музыка» (с 1948, Амстердам), «Новая музыка» (Гаага), общества органистов, дирижёров, союз музыковедов (с 1965) и др. Широко развито рабочее музыкальное движение, существуют рабочие музыкальные общества, в том числе хоровое объединение «Голос народа» (с 1907, Гаага). Известные хоры — «Аполлон» (мужской; 1897—1954, Амстердам) и «Гаагские певцы» (с 1917). С 1948 в Амстердаме проходят летние музыкальные фестивали. В современной Н. 20 симфонических оркестров; крупнейшие (кроме «Консертгебау») — оркестр «Резиденси» (Гаага, основан в 1899 дирижёром Х. Виоттой) и Амстердамский филармонический оркестр (создан в 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде; с дирижёром А. Керсьесом гастролировал в 1971 в Ленинграде и Таллине, в 1972 — в Москве). В Н. 7 консерваторий — в Амстердаме, Гронингене, Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте и Тилбурге; 3 музыкальных лицея; Нидерландский институт католической церковной музыки; специальное учебное заведение, готовящее церковных музыкантов, в том числе звонарей. В университетах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются факультеты истории и теории музыки.
Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М., 1941, с. 305—468; т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 73—138; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, М., 1937; Бёрни Ч., Музыкальные путешествия 1772 г., [пер. с англ.], М., 1967, Straeten Е. van der, La musique aux Pays-Bas avant le XIX siecle, v. 1—8, Brux., 1867—88; Paap W., Contemn porary music from Holland, Amst., 1953; Music in Holland, ed. by Е. Reeser, Amst., 1959.
Л. Г. Бергер.
XVI. Балет
Со времён средневековья местные празднества и карнавалы сопровождались танцами. Балет начал развиваться в 17 в.; ставились аллегорические спектакли, близкие французскому придворному балету, а также танцевальные представления из жизни крестьян и ремесленников.
В 1-й половине 19 в. получил известность балетмейстер А. В. ван Хамме. Его спектакли пользовались большой популярностью. К концу 19 в. интерес к балетному театру упал и возродился только в 1930-х гг., когда в Н. начали работать многие представители танца «модерн» (Ф. Родриго, И. Георги), а затем и классического балета (С. Гаскелл). В 1959 была сформирована труппа Амстердамский балет. В 1961 она слилась с труппой, организованной в 1954 С. Гаскелл, образовав Нидерландский национальный балет. Его возглавляла до 1968 С. Гаскелл, затем Р. ван Данциг (до 1970 совместно с Р. Кезеном, позднее с Б. Харкарви; в 1971 коллектив был на гастролях в СССР). В репертуаре труппы — балеты классического наследия (в некоторых постановках принимали участие деятели сов. балета), спектакли современных зарубежных балетмейстеров (Дж. Баланчина и др.) и национальные произведения, в частности постановки Данцига («Джунгли» Х. Бадингса, 1961, «Памятник умершему юноше» Я. Бермана, 1968). Второй большой коллектив — Нидерландский танцевальный театр (основан в 1959 Б. Харкарви), который работает с 1961 в Гааге. В репертуаре — балеты современных хореографов разных стран (Дж. Баланчина, А. Соколовой и др.) и национальных («Мутации» на музыку К. Штокхаузена, 1970, балетмейстер Х. ван Манен и Татли). С 1945 работает созданная Х. Снайк труппа «Скапино», которая ставит спектакли для детей. Среди деятелей балета наиболее известны О. де Хас, Я. Флиер, И. Сандерс.
Лит.: Rebling Е., Een eeuw danskunst in Nederland, Amst., 1950.
Е. Я. Суриц.
XVII. Драматический театр
С конца 12 в. на территории современных Н. устраивались представления церковных драм, а также светских драматических произведений. В 14 в. стали возникать общества любителей литературы и театра, так называемые камеры риторов (или редерейкеров), расцвет деятельности которых относится к 16 в. Репертуар «камер риторов» состоял главным образом из фарсов и моралите. В 17—18 вв. центром театральной жизни был Городской театр в Амстердаме (основан в 1638), где ставились произведения одного из крупнейших национальных драматургов Й. Вондела, а также Г. А. Бредеро, П. К. Хофта. Существовали и многочисленные бродячие труппы. Среди известных профессиональных актёров — Л. Карлезон, А. К. ван Гермез, А. Ноземан (17 в.), В. ван дер Хувен, И. К. Ваттир-Зисенис, Г. И. Гревелинк, Я. Пюнт, М. Корвер (18 в.). В 1874 открылась Школа декламации (Амстердам). Подъёму национального театра способствовало «Нидерландское театральное объединение» (основано в 1870). Ведущее место занял также театр «Нидерландская сцена» (основан в 1875). В 1892 была организована новая труппа под названием «Нидерландское театральное объединение», ставившая многие социально-значимые пьесы Х. Хейерманса (в том числе «Гетто», 1898), а также М. Эмантса, Ф. Эдена и др. В 1912 Хейерманс реорганизовал и возглавил (до 1917) эту труппу; здесь ставились пьесы Ю. А. Стриндберга, Г. Гофмансталя и др.; выступали известные актёры — Л. Бауместер, Я. Мюс, Р. Хоппер и др. В 1920-е гг. значительное распространение получили любительские, особенно студенческие, драматические коллективы. В 1910—30-е гг. создавались различные частные труппы, возглавлявшиеся крупными актёрами и режиссёрами — В. Ройярдсом, Э. Феркаде, братьями Ф. и Л. Бауместер, Л. Салборном и др. Во время немецко-фашистской оккупации драматурги и театральные деятели А. Дефресне, А. ван Далсюм ставили произведения, утверждавшие идеалы гуманизма и справедливости (в том числе У. Шекспира, Ф. Шиллера, Р. Роллана, К. Чапека, Г. Гауптмана). Ведущими театрами конца 40-х — 60-х гг. стали «Гаагская комедия», возглавляемая К. Ласёром и П. Стенбергеном, и «Нидерландская комедия» в Амстердаме под руководством Х. В. ван дер Берга и Й. де Местра. Постоянные труппы существуют также в Арнеме, Роттердаме. Многие труппы большое внимание уделяют мировой классике. Значительное место (особенно в 50-е гг.) заняли пьесы А. П. Чехова, постановки которых были осуществлены П. Шаровым, а также произведения Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Горького. В 60-х — начале 70-х гг. ставятся произведения национальной драматургии — пьесы Х. Хейерманса, Я. Стала, С. Нотебома, А. Й. Херцберга, Я. ван дер Мерве, К. Хёйгенса, Д. Френкела, Л. де Бура и др. Работают многочисленные театральные кабаре, где исполняются скетчи, часто политического содержания. Существуют экспериментальная труппа «Студио», для детей — «Арена». В числе известных актёров и режиссёров А. ван Далсюм, Ж. Ройярдс-Сандберг, К. ван Дейк, Г. Хермюс, Э. ван Линген, И. ван Фассен, Ф. Карелсен, Ш. Кёлер, В. Фос, Л. де Бур. В Амстердаме имеется театральный музей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (НИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (НИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (НИ)", комментарии и мнения людей о произведении.