БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОБ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)" читать бесплатно онлайн.
Органическими чертами буржуазного О. ж. являются глубокая противоположность между людьми, владеющими и лишёнными средств производства, между богатством и нищетой, эксплуатация труда, дискриминация но половому, возрастному и национальному признакам, постоянная угроза безработицы, которая превращается в действительность для части трудящихся, классовые, имущественные барьеры в получении образования. Всё это порождает у трудящихся неуверенность в завтрашнем дне, унижает человеческое достоинство. Господство частной собственности на средства производства, культивирование прибыли, материального успеха в качестве идеала и мерила человека порождают индивидуализм, конкуренцию и рознь между людьми. Угрожающие размеры приобрели преступность, наркомания, порнография. Характерной чертой буржуазного О. ж. является также отстранение от активного участия в общественной жизни широких масс трудящихся, которые лишь в борьбе против капитализма, монополий завоёвывают и расширяют свои демократические права. Идеологии потребительства, насаждаемой пропагандистами буржуазного О. ж., рабочий класс противопоставляет борьбу за подлинное достоинство трудящегося человека, требования гарантий занятости, возможности овладеть достижениями науки и культуры.
Социалистический О. ж. преодолевает и преобразует унаследованные от прошлого уклады жизни. Он характеризуется господством общественной собственности, освобождением труда от эксплуатации, единством коренных интересов рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей. Общество развивается на основе единого государственного плана; социалистическая система хозяйства гарантирует отсутствие кризисов и безработицы. Труд становится мерилом чести и достоинства человека, его положения в обществе, а право на труд и его справедливую оплату входят в число важнейших принципов социалистического общества. В условиях социализма, утвердившегося в СССР, функционирует бесплатная система среднего и высшего образования и выплачиваются стипендии всем успевающим студентам. Трудящимся обеспечено бесплатное медицинское обслуживание. Так, по обеспеченности врачебным персоналом СССР занимает первое место в мире.
Успешно преодолеваются ещё имеющиеся в условиях социализма существенные различия между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, между работниками разной квалификации с целью создания равных возможностей для развития способностей всех членов общества, Важную роль в этом играют растущие фонды общественного потребления, что способствует выравниванию условий развития людей (возможности получения образования, воспитания детей, охраны здоровья, пользование благами культуры и др.). Социалистический О. ж. гармонически сочетает рост материального благосостояния с развитием духовных потребностей людей, рост промышленного потенциала с оздоровлением окружающей человека среды, неизмеримо обогащает жизнь людей, насыщает её творческим содержанием, способствует утверждению новых норм и ценностей — коллективизма, гуманизма и интернационализма. Осуждению подвергаются пренебрежение общественным благом, стремление к наживе, стяжательству, эгоизм и мещанство, ведётся активная борьба с предрассудками и пережитками прошлого. Социалистический О. ж. характеризуется совершенствованием социалистической демократии, возрастанием роли широких масс трудящихся во всех сферах общественной деятельности, их сознательным участием в политике, управлении всеми делами государства.
Психологии людей в социалистическом обществе присущи социальный оптимизм, вытекающий из уверенности всех в своём будущем, взаимной заботы общества о каждом человеке и каждого человека об обществе, чувство хозяина страны.
Г. Е. Глезерман.
Образец промышленный
О'бразец промы'шленный см. Промышленный образец.
Образование
Образова'ние, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения О. — обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.
Содержание О., его уровень определяются требованиями общественного производства, обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития школьного дела и педагогической науки. В классовом обществе О. носит классово-исторический характер, что проявляется в построении систем народного образования, в содержании О. и методах обучения. Сословно-классовому характеру буржуазной школьной системы с присущими ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, а в некоторых странах и расовой дискриминацией, большим удельным весом частных и церковных школ советская система народного образования противопоставляет такие принципы, как равенство всех граждан СССР в получении О., обязательность О. для всех детей и подростков; государственный и общественный характер учебно-воспитательных учреждений; свобода выбора языка обучения; бесплатность всех видов О., содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, система стипендий для учащихся и др.; единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений; единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер О., его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры; гуманистический и высоконравственный характер О. и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.
Различают общее и специальное О. Общее О. даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии, специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. В социалистических странах общее О. имеет своей задачей вооружение учащихся совокупностью знаний основ наук, а также соответствующих умений и навыков, которые необходимы для всестороннего развития личности, воспитания активных и сознательных строителей социализма и коммунизма, формирования у них мировоззрения и коммунистической нравственности. В неразрывной связи с общим О. в СССР и др. социалистическими странах находится политехническое образование. Большое социальное и народно-хозяйственное значение имеет переход в СССР в условиях развитого социалистического общества к всеобщему среднему образованию (база всестороннего развития личности каждого члена общества, обеспечения полного равенства всех граждан в получении О., необходимая предпосылка для овладения любой профессией на уровне современных достижений науки, техники, культуры).
Общее О. является необходимой основой специального О. Специальное О. включает ряд отраслей: горное, радиотехническое строительное, математическое, энергетическое, с.-х., медицинское, историческое, педагогическое и т.п. Подготовка специалистов предусматривает изучение специальных знаний в тесной связи с раскрытием общих научных принципов современного производства. По своему уровню специальное О. делится на высшее образование, среднее специальное образование, профессионально-техническое образование, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве.
Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы советского народного образования определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). Советская школа (в широком смысле слова) призвана обеспечивать народное хозяйство кадрами, способными органически соединять достижения научно-технической революции с достижениями социализма, с решением задач коммунистического строительства. Общее среднее образование подрастающего поколения, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике — задачи средней общеобразовательной школы, профессионально-технических учебных заведений и средних специальных учебных заведений. Научно-техническая революция обусловливает усиление темпов обновления орудий производства, его технологии, сокращение сроков внедрения в практику новых научных открытий; это требует от работников большого объёма современных общенаучных и специальных знаний. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения решают задачу подготовки кадров, умеющих быстро ориентироваться в изменяющихся условиях производственной деятельности, сочетать широкие общетехнические и культурные знания с отличным владением конкретной специальностью, творческим отношением к труду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)", комментарии и мнения людей о произведении.