БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОБ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)" читать бесплатно онлайн.
Структура расходов из общественных фондов потребления в СССР, %
1940 1972 Расходы на просвещение 43,5 29,0 Из них стипендии 4,0 2,1 Расходы на здравоохранение и физкультуру 21,7 14,8 Расходы на социальное обеспечение 19,6 36,8 Из них: пенсии 6,5 27,1 пособия 10,9 8,9 В том числе: пособия по временной нетрудоспособности 5,5 пособия по беременности и родам, на предметы ухода и кормление ребёнка 1,5 Дотации государства на содержание жилищного фонда 5,1 Оплата очередных отпусков рабочим, служащим и колхозникам 11,9 Прочие расходы 2,4В совокупном доходе семей рабочих промышленности СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили 14,5% в 1940, 22,3% в 1972; в доходах семьи колхозника соответственно 14,9% и 20,0%.
За счёт О. ф. п. обеспечивается бесплатное образование, включая высшее, выплачиваются стипендии студентам, оказываются бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения и т.п.
В современных условиях, когда в качестве главной выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются государством в интересах создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности, более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение денежных пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 ноября 1974 служит в руках государства дополнительным средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности. Ряд выплат и льгот из О. ф. п. связан с величиной заработной платы (оплата отпусков, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и т.п.), что способствует усилению материальной заинтересованности трудящихся. Однако необоснованное форсирование роста О. ф. п. может приводить к неэффективному их использованию, отвлекать средств больше, чем объективно необходимо, и тем самым сокращать объём средств, которые могли бы быть направлены на усиление материальной заинтересованности.
В ходе социалистического и коммунистического строительства круг потребностей, полностью или частично обеспечиваемых О. ф. п., изменяется, меняются и формы распределения О. ф. п. Это связано в первую очередь с решением одних и выдвижением др. социально-экономических задач, с возрастанием возможностей социалистического общества по мере его развития. В перспективе О. ф. п. перерастут в коммунистические, существенным образом изменив свои функции, структуру и формы.
Социально-культурные фонды в капиталистических странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевленного обучения в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда медицинских услуг и т.п.) имеют лишь внешнее сходство с О. ф. п. Коренное различие между О. ф. п. как формой социалистического распределения и социально-культурными фондами при капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального предназначения. Главная экономическая функция социально-культурных фондов при капитализме — удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем из требований современного производства. На степень развития этих фондов решающее влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистических стран в экономическом соревновании двух мировых систем. Буржуазные идеологи спекулируют на внешнем сходстве этих фондов и О. ф. п. при социализме, всячески стараясь обойти различие в их основных экономических функциях.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, М., 1972; Бузляков Н. И., Общественные фонды потребления (Основные методы планирования), М., 1964; Ракитский Б. В., Общественные фонды потребления как экономическая категория, М., 1966; Басов В. И., Общественные фонды потребления и бюджет, М., 1967.
Б. В. Ракитский.
Общественный договор
Обще'ственный догово'р, философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.
Новая эпоха в истории теории О. д. (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отношений в Западной Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, её неограниченности и неответственности, сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного права, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины О. д. считается Г. Гроций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Например, Локк отвергает идею «естественного состояния» Гоббса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления.
Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.
Хотя теория О. д. имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, буржуазного общества. Ф. Энгельс писал, что государство, основанное на О. д. Руссо, не могло стать ничем иным, как «идеализированным царством буржуазии», оно «... оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею О. д. как наиболее полное выражение ошибочных представлений домарксовой политической мысли о государстве. Подлинно научное учение о государстве, его происхождении и сущности было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, которые указывали, что государство возникает на определённом историческом этапе развития общества в связи с образованием классов, подчёркивали его обусловленность в конечном счёте характером производственных отношений (см. также Государство).
В разных вариантах идею О. д. развивали Дж. Лилберн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И. Фихте в Германии, Т. Пейн в Америке. Идея О. д. лежит в основе политических взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьёзное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей О. д. содержится в «Русской правде» П. Пестеля).
Общественный защитник
Обще'ственный защи'тник, в советском уголовном процессе представитель общественной организации (коллектива трудящихся), участвующий по её поручению в судебном разбирательстве и выполняющий в суде функцию защиты. О. з. — самостоятельный участник судебного процесса; он пользуется в судебном заседании всеми правами, которые закон предоставляет адвокату, профессиональному защитнику. О. з. может участвовать в деле независимо от того, имеется ли у подсудимого адвокат или нет. Участие О. з. в суд. заседании не зависит от желания подсудимого, который не вправе отказаться от О. з. как от адвоката. Однако О. з. может, в отличие от профессионального защитника, отказаться от защиты подсудимого (например, если выделившая его организация была неправильно информирована о тяжести совершенного преступления). Участие в процессе О. з. и общественного обвинителя способствует более полному и всестороннему рассмотрению дела в суде, повышает воспитательное значение судебного процесса. Кроме того, участие общественности — одна из форм дальнейшей демократизации советского судопроизводства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ОБ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ОБ)", комментарии и мнения людей о произведении.