БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать бесплатно онлайн.
Небольшое Папское государство было возрождено на части территории г. Рима в 1929 в соответствии с так называемыми Латеранскими соглашениями (см. Ватикан ).
Папство
Па'пство , религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра ). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве . Фактически власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962—65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом VI в сентябре 1965 новый церковный орган — синод епископов — имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы , утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно — неограниченный правитель государства Ватикан , где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П. опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчинённую ему Римскую курию , на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей — легатов . Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик . Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций.
П. сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название «папа» (от греч. páppas — отец, наставник). Лев I (папа в 440—461) добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы «Константинов дар» (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров «Священной Римской империи». 11—13 вв.— период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу . Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2 /3 голосов участников конклава. Григорий VII (1073—85), Иннокентий III (1198—1216), Бонифаций VIII (1294—1303) — наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов . Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П. учредило в 13 в. инквизицию . Политическая роль П. в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время «... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).
По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие так называемое галликанство , добивавшееся независимости французской католической церкви от П. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции П. попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап ). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П. Падению его авторитета способствовал «великий раскол» (1378—1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею антипапами ). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение , выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431—49) борьба между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего, но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм ) привели к потере позиций П. в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545—63).
С усилением национальных государств в Европе П. должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П. враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П. стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 «Силлабус» , в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869—70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 («Rerum novarum») содержала элементы христианского социализма , призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения , предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.
Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939—45 в пользу социализма, развёртывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958—63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962—1965) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).
Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.— епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по «Annuario Pontificio, citta del Vaticano», 1969.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПА)", комментарии и мнения людей о произведении.




























