БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать бесплатно онлайн.
Парламентские огораживания
Парла'ментские огора'живания, см. в ст. Огораживания .
Парлер
Па'рлер (Parler), Парлерж (чеш. Parléř), семья архитекторов и скульпторов 14—начало 15 вв., в которой различают южнонемецкую и чешскую ветви. Среди представителей южнонемецкой ветви, создавших выдающиеся памятники позднеготического зодчества: Генрих I П. (родился между 1300 и 1310, возможно, в Кельне), построивший зальную Хейлигкрёйцкирхе в Швебиш-Гмюнде (с 1351), которая стала прототипом южнонемецких зальных церквей 14—15 вв.; Иоганн П. из г. Швебиш-Гмюнд, с 1354 руководивший постройкой нового хора собора во Фрей-бурге-им-Брейсгау; Генрих II П. из Ульма, который около 1377—83 руководил (совместно с Михаэлем II П. и Генрихом III П.) постройкой хора собора в Ульме; Михаэль III П., с 1383 руководивший постройкой собора в Страсбурге. Крупнейший представитель чешской ветви —Петр (Петер) П. (1330, Швебиш-Гмюнд,—13.7.1399, Прага), архитектор и скульптор. С 1356 работал в Чехии; руководил строительством собора св. Вита (продолженным его сыновьями Вацлавом и Яном) и Карпова моста (1357—78) с предмостными башнями в Праге, построил хор церкви св. Варфоломея в Колпне (1360—78). Среди скульптурных произведений Петра П. выделяются: надгробия Пржемысла Отакара I (1377, собор св. Вита, Прага) и Пржемысла Отакара II [1377(?), там же], а также выразительные по характеристикам, отмеченные яркостью жизненных наблюдений портретные бюсты в галерее трифория собора св. Вита (1374—85; совместно с др. мастерами) — все камень. Творчество Петра П. знаменует вершину готического искусства Чехии.
Лит.: Reinhold Н., Der Chor des Münsters zu Freiburg und die Baukunst der Parlerfarnilie, Stras., 1929: Swoboda K. M., Peter Parler. Der Baukünstler und Bildhauer, [3 Aufl.], W., 1942; Bachmnann E., Peter Parler, Kitzingen/Main, [1952].
Парма
Па'рма (Parma), город в Северной Италии, на р. Парма, притоке По, в области Эмилия-Романья. Административный центр провинции Парма. 174,4 тыс. жителей (1971). Важный транспортный узел. Центр с.-х. района. С.-х. машиностроение, производство оборудования для консервной промышленности, стекольная, керамическая, цементная промышленность, нефтепереработка, производство удобрений; фармацевтическая, парфюмерная (отсюда известные духи «Пармская фиалка»), текстильная, швейная, обувная, бумажная, а также пищевая (в том числе сыроварение) промышленность. Ежегодные международные выставки консервов. Университет (с 1065), Академия изящных искусств; консерватория; пинакотека Стюард, Музей китайского искусства.
В древности этрусское, затем галльское поселение. В начале 12 в. П. стала коммуной, но власть над нею удерживал её сеньор-епископ; в 1248 добилась статуса независимой республики. В 1167 вошла в Ломбардскую лигу . В 14—15 вв. П. — арена борьбы Корреджо, Росси, Терци и др. родов, претендовавших на власть в городе. В отдельные периоды 14—16 вв. П. входила в состав Миланского герцогства, с 1521 (во время Итальянских войн 1494—1559) была подвластна римскому папе. В 1545 стала центром герцогства Пармы и Пьяченцы (выделенного папой Павлом III из Папской области для своего сына Пьетро Луиджи Фарнезе), существовавшего (с перерывами) до 1860. В 19 в. П.— крупный центр национально-освободительного и объединительного движения в Италии, а также рабочего движения. В 1922, во время национальной антифашистской забастовки, трудящиеся П. вступили в вооруженную схватку с фашистами. В 1943 П. была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Освобождена в апреле 1945 партизанами.
Архитектурные памятники: романский собор (11—12 вв.), романо-готический баптистерий (1196—1307, архитектор Б. Антелами и др.). Среди ренессансных построек — церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1494—1607, архитекторы Б. Дзакканьи Старший и С. Москино) и Мадонна делла Стекката (с 1521, архитекторы Б. и Дж. ф. Дзакканьи), Палаццо делла Пилотта (16—17 вв., архитектор Дж. Босколи и др.; ныне — Национальная галерея и Национальный музей древностей). Барочный театр Фарнезе (1618, архитектор Дж. Б. Алеотти).
Лит.: Aurea Parma, Parma, с 1912 (изд. продолж.); Corradi Cervi М., Guida di Parma artistica, Parma, 1967.
Парма. Собор (11—12 вв.) и баптистерий (1196—1307, арх. Б. Антелами и др.).
Пармелен Элен
Пармеле'н (Parmelin) Элен (родилсась 19.8. 1915, Нанси), французская писательница. В 1944—56 сотрудник газеты «Юманите» («L'Humanité»). Романы 50-х гг. отмечены интересом к социальной теме: «Подъём к стене» (1950); «Солдатский номер 2078» (1953; о подвиге Анри Мартена, борца против войны во Вьетнаме); «Чёрным по белому» (1954; о работе редактора «Юманите» во время войны в Корее); «Диплодок» (1955) и «Леонар в ином мире» (1957; об эксплуатации художников владельцами галерей). Романы «Бык-матадор» (1959), «Известный солдат» (1962), «Сегодня» (1963), «Поездка в Люцерн» (1965) теряют ясность и простоту, на них лежит печать словесно-композиционной игры. В 1965—70 П. возвращается к конкретной социальной теме, но сохраняет принципы «новой» техники романа: «Забавные вещи» (1967), где разоблачается страсть «общества потребления» к бесполезным вещам; «Чёрная манера» (1970) — роман о событиях в мае — июне 1968 во Франции, о сдвигах в сознании левой интеллигенции. П. известна также как автор критических эссе об изобразительном искусстве.
Соч.: Cinq peintres et ie théâtre, P., [1956]; Picasso dit..., [P., 1966]; Leguerrier fourbu, P., [1966]; La femme-crocodile, [P., 1968]; в рус. пер.— Последняя ночь Аликанте, в сборнике: Рассказы французских писателей, 2 изд., М., 1964.
Лит.: Уваров Ю., Французская литература сегодня, М., 1960; Ваксмахер М., Французская литература наших дней, М., 1967; Stil A., Blanc sur noir, «L'Humanité», 1970, 1 oct., p. 10.
Ю. П. Уваров.
Пармелия
Парме'лия (Parmelia), род лишайников из семейства пармелиевых. Слоевище П. листоватое, разрезанно-лопастное, беловато-сероватое или желтовато-зеленоватое до тёмно-коричневого; свободно или плотно прикрепляется к субстрату. Около 700 видов, главным образом в тропиках. П. блуждающая, или «порезная трава» (P. vagans), П. узколистная (P. taractica) и некоторые др. содержат усниновую кислоту, обладающую свойствами антибиотика; П. скальная (P. saxatillis), П. усыпанная (P. conspersa) и др. ранее использовались как красители.
Парменид
Пармени'д (Parmenídes) из Элеи, в Южной Италии (родился около 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы . Был идейно связан через Ксенофана с Анаксимандром и через пифагорейца Аминия с пифагореизмом . Помимо философии, занимался законодательством. Существо философской позиции П. заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием П. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для П. прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. П. даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по П., никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.
Вопреки сложившемуся ещё в древности мнению, П. вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир П. трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого.
Соч. в кн.: Diels Н., der Vorsokratiker, 9 Aufl., 1960; в рус. пер., в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, с. 33—49.
Лит.: Мандес М. И., Элеаты. Филологические разыскания в области истории греческой философии, Од., 1911; Fraenkel Н., Parmenides-Studien. B., 1930; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophic, 2 Aufl., B., 1959; Verdenins W. J., Parmenides. Some comments on his poem, 2 ed., B., 1964; Cornford F. М., Plato and Parmenides, 5 ed., L., 1964.
А. Ф. Лосев.
Пармиджанино Франческо
Пармиджани'но (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) Франческо (11.1.1503, Парма,—24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо . Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524, Художественно-исторический музей, Вена) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. По-своему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, П. стал одним из ведущих представителей маньеризма ; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты («Мадонна с длинной шеей»; см. илл. ). Портреты П., сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги. Виртуозное мастерство П. проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах. См. илл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПА)", комментарии и мнения людей о произведении.




























