БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать бесплатно онлайн.
Пазарджикский округ
Пазарджи'кский о'круг (Пазарджишки окръг), административно-территориальная единица на Ю. Болгарии. Площадь 4,4 тыс. км2 . Население 312 тыс. чел. (1972). Административный центр — г. Пазарджик. Значительная часть территории занята горами: на С.— Средна-Гора, на Ю.— Родопы; центральная часть — плодородная Верхнефракийская низменность по течению р. Марица. П. о.— один из наиболее развитых промышленных округов страны с высокотоварным сельским хозяйством. производство электроэнергии на ГЭС (системы Батак и Белмекен — Сестримо). Добыча медных руд (в районе г. Панагюриште). Машиностроение (станки, электронно-вычислительная аппаратура, аккумуляторы), пищевкусовая (плодоовощные консервы, табачные изделия и др.) промышленность. Заготовка древесины. Имеются целлюлозно-бумажное (Белово), текстильное (Панагюриште, Пазарджик) предприятия. Интенсивное земледелие; свыше 1 /2 земель орошается. Посевы пшеницы и кукурузы, овощеводство (значительное тепличное хозяйство); плодоводство, виноградарство и табаководство имеют экспортное значение. Курорты: бальнеологические — Велинград, Баня, горные — Юндола, Антон Иванов и др.
Пазвандоглу
Пазвандоглу', Пазвандоглу (Pazvantoglu), Осман-паша (1758—27.1.1807, Видин), турецкий феодал; с 1794 полунезависимый правитель Видинского округа в Османской империи. Набрав большую армию наёмников и опираясь на непокорных турецкому султану янычар , П. выступил против централизаторских реформ Селима III и фактически вышел из подчинения султану. После нескольких неудачных попыток привести П. к покорности султан был вынужден утвердить его пашой Видина. П. чеканил от своего имени монету, поддерживал дипломатические отношения с иностранными государствами (наиболее тесные с Францией). Его власть стала ослабевать вследствие разгрома присланными из Стамбула регулярными войсками восставших против султана и поддерживавшихся П. отрядов так называемых кирджалиев и особенно в связи с началом сербской национально-освободительной революции (см. Первое сербское восстание 1804—13 ), направленной на первом этапе главным образом против янычар, на которых опирался П.
Пазовский Арий Моисеевич
Пазо'вский Арий Моисеевич [21.1(2.2).1887, Пермь,— 6.1.1953, Москва], советский дирижёр, народный артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л. Ауэра (занимался также у Н. А. Краснокутского). Как дирижёр дебютировал в 1905 в Пермском оперном театре. Работал в оперных театрах Казани, Саратова, Харькова, Одессы, Киева, в московском Оперном театре Зимина, в Петроградском народном доме и др. В 1936—43 художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где принял участие в постановке опер: «Броненосец "Потемкин"» Чишко (1937), «Иван Сусанин» Глинки (1939), «Чародейка» Чайковского (1941), «Емельян Пугачев» Коваля (1942) и др. В 1923—28 (с перерывом) дирижёр, в 1943—48 художественный руководитель Большого театра. Участвовал в постановке опер: «Фауст» Гуно (1924), «Валькирия» Вагнера (1925), «Борис Годунов» Мусоргского (1927), «Иван Сусанин» (1945) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943). Награжден 2 орденами, а также медалями. Портрет страница 71.
Соч.: Дирижёр и певец, М., 1959; Записки дирижёра, 2 изд., М., 1968.
А. М. Пазовский.
А. М. Пазовский.
Пазолини Пьер Паоло
Пазоли'ни (Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов «Прах Грамши» (1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике «Поэзия в форме розы» (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.— романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества («Лихие парни», 1955, «Жестокая жизнь», 1959) — проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному «обществу потребления», к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман «Теорема», 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей «Еретический эмпиризм» (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.
В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы «Нищий» («Аккаттоне», 1961), «Мама Рома» (1962), создал киноновеллу «Овечий сыр» (в фильме «Рогопаг», 1963). Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм «Евангелие от Матфея» (1964) — попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча «Птицы большие и малые» (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Медея» (1969), «Свинарник» (1969), «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.
Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.
Лит.: Юткевич С., Париж — Канн, 66, «Искусство кино», 1966, № 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; «Cinema», 1971, № 65 (номер посвящен Пазолини).
Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.
Пазуха листа
Па'зуха листа', участок между основанием листа и стеблем. В П. л. у семенных растений находится более чем 1 (у некоторых 2 или несколько) пазушная, или боковая, почка, из которой может развиваться облиственный побег или гомологичные ему веточка соцветия, цветок, колючка, усик.
Пазухи
Па'зухи воздухоносные, полости в лобной, верхнечелюстной, основной и решётчатой костях черепа. Заполнены воздухом, поступающим через нос.
Пазушная почка
Па'зушная по'чка, почка, образующаяся в пазухе листа .
Пазырыкские курганы
Пазыры'кские курга'ны, группа больших курганов в урочище Пазырык, на правом берегу р. Большой Улаган на территории Улаганского района Горно-Алтайской АО. Представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооруженные в основном в 5—4 вв. до н. э. (по мнению др. исследователей, в 3 в. до н. э.). Исследовались в 1929 (М. П. Грязнов и С. И. Руденко) и 1947—49 (С. И. Руденко). В П. к. были открыты прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 м2 , в которых стояли погребальные камеры (бревенчатые срубы) высотой до 2 м, с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми берёстой, кустарником и, до краев ямы, — накатом из брёвен. Затем был насыпан небольшой земляной холм, а сверху — мощный слой дикого камня. Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности бальзамированных погребённых (на одном обнаружена татуировка) в колодах-саркофагах, трупов лошадей, захороненных на накате к С. от могильной ямы, вне погребальной камеры. Хорошо сохранились изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи — предметы одежды, домашнего обихода, средства передвижения и др. Находки дают полное представление о физическом типе и культуре погребённых. Многочисленны произведения искусства, выполненные в своеобразном зверином стиле , и принадлежности конской сбруи. Интересны древнейший из известных художественно выполненный переднеазиатский ворсовый ковёр, а также тончайшей работы шерстяные переднеазиатские ткани и вышитая китайская шёлковая ткань. Эти находки свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая.
Лит.: Руденко С. И., Горноалтайские находки и скифы, М.— Л., 1952; его же, Культура населения Горного Алтая в скифское время, М.— Л., 1953; его же, Культура населения Центрального Алтая в скифское время, М.— Л., 1960; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, М., 1951.
Пазырыкские курганы. Седло из кургана № 1 (вид сверху и сбоку). Находки хранятся в Эрмитаже (Ленинград).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПА)", комментарии и мнения людей о произведении.




























