БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Fine Licht К. De, The rotunda in Rome, Kbh., 1968.
Пантеон в Риме. Около 125 н. э. Интерьер.
Купол: 1. Ложный купол «гробницы Атрея» в Микенах. 14 в. до н. э. (?). Разрез. 2. Пантеон в Риме. Около 125. Продольный разрез. 3. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404. Разрез. 4. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420—36. Архитектор Ф. Брунеллески. Разрез. 5. Казанский собор в Ленинграде. 1801—11. Архитектор А. Н. Воронихин. Разрез.
Пантеон (храм)
Пантео'н (лат. Pantheon, от греч. Pántheion — храм или место, посвященное всем богам), 1) в Древнем Риме — «храм всех богов» (см. Пантеон в Риме). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно в качестве П. используются здания, имеющие (или первоначально имевшие) культовое назначение: Вестминстерское аббатство в Лондоне (1245—1745); церковь Сент-Женевьев в Париже (1764—90, архитектор Ж. Ж. Суфло), ставшая Французским П. в 1791, в период Великой французской революции.
Пантера
Панте'ра (от греч. pánther), животное семейства кошачьих; ныне редко употребляемое название барса . Чёрной П. обычно называют меланистическую (темноокрашенную) форму барса, встречающуюся иногда в Юго-Восточной Азии.
Пантикапей
Пантикапе'й (греч. Pantikápaion), античный город в Восточном Крыму (современный г. Керчь ). Основан в 1-й половине 6 в. до н. э. выходцами из Милета . Возможно, ранее здесь находилась ионийская торговая станция (эмпорий). Название города, вероятно, восходит к иранским корням: пантикапа— рыбный путь, что могло обозначать изобилующий рыбой Керченский пролив, на берегу которого был основан город. П. быстро превратился в крупный город, опередив другие греческие поселения в этом районе. Уже во 2-й половине 6 в. до н. э. П. стал чеканить свою серебряную монету (а с 4 в. до н. э.— и золотую и медную). В 1-й половине 5 в. до н. э. вокруг П. объединились греческие города, расположенные на обоих берегах Керченского пролива (Боспора Киммерийского), образовавшие Боспорское государство . П. стал его столицей и главным торговым, ремесленным и культурным центром. В пору расцвета П. занимал около 100 га. Ещё в 6 в. до н. э. он был обнесён оборонительной стеной. Город располагался на склонах и у подножия скалистой горы (современная гора Митридат). На вершине находился акрополь с храмами и общественными зданиями. Склоны горы были опоясаны искусственными земляными террасами, на которых строились дома, проходили улицы, соединявшиеся между собой переулками-лестницами. Террасы поддерживались каменными подпорными стенами. Город имел хорошую гавань. Бурные политические события конца 2—1 вв. до н. э. (восстание Савмака , взятие города Диофантом , войны Митридата VI Евпатора ), а также сильное землетрясение в 60-х гг. 1 в. до н. э., вероятно, привели к значительным разрушениям в П. и потребовали больших восстановительных работ. В 1—2 вв. н. э. П. оставался крупным производственным и торговым центром (археологическими раскопками открыты многочисленные рыбозасолочные цистерны, винодельни, гончарные печи, комплексы хозяйственных ям для хранения зерна и пр.). В 3—4 вв. произошло заметное сокращение ремесленного производства и усиление с.-х. деятельности населения, что было связано с общей натурализацией хозяйства и распадом рабовладельческих отношений. Город постепенно пришёл в упадок. В середине 3 в. П. и весь Боспор стали базой для пиратских набегов германских, дакийских и др. племён на побережья Чёрного и Средиземного морей. В конце 4 в. П. был разрушен гуннами, сохранился лишь небольшой городок, существовавший и в последующее время. В период раннего средневековья он назывался Боспор. Вокруг П. располагался обширный некрополь, состоявший из грунтовых могил и курганов. Наиболее известны подкурганные каменные гробницы 4—3 вв. до н. э. и склепы с росписью первых веков н. э. Раскопки П. и его некрополя начались в 1-й половине 19 в. (копали преимущественно курганы). Грунтовый могильник широко исследовался в начале 20 в. (В. В. Шкорпил), городище— в конце 19 в. (И. Е. Думберг) и систематически — с 1945 (В. Д. Блаватский, И. Д. Марченко).
Лит.: Блаватский В. Д., Пантикапей. Очерк истории столицы Боспора, М., 1964; Пантикапей, М., 1957—62 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 56, 103): Марченко И., Город Пантикапей, Симферополь, 1974.
Д. Б. Шелов.
Пантикапей. Общественное здание 2 в. до н. э.
Пантикапей. Винодельня 2 в. н. э.
Пантикапей. Развалины древнейшего дома.
Пантикапей. Подпорная стена 2 в. н. э.
Пантограф (подвижн. состава)
Панто'граф подвижного состава, то же, что токосъёмник .
Пантограф (прибор)
Панто'граф (от греч. pán, род. падеж pantós — всё и ...граф ), прибор, служащий для перечерчивания планов, карт и т. п. в другом, обычно более мелком масштабе. П. изготовляют различных размеров и разных конструкций (подвесные, на колесиках и др.). На рис. изображен так называемый подвесной П., вес линеек которого частично компенсируется натяжением оттяжек (рис. ). Подвесной П. обладает по сравнению с др. конструкциями более мягким, плавным движением и даёт более высокую точность копий. П. состоит из четырёх попарно параллельных линеек, соединённых между собой шарнирами в точках А , В , С , D и образующих параллелограмм ABCD . Точка А (полюс) неподвижна, в точке F помещен шпиль, которым обводится оригинал, в точке К — карандаш, вычерчивающий уменьшенную копию. Отношение масштабов оригинала и копии может быть изменено перемещением линейки CD вдоль линеек AE и BF ; одновременно должен быть перемещен и карандаш К так, чтобы точки А , К и F находились на одной прямой, чем достигается подобие фигур копии и оригинала.
Рис. к ст. Пантограф.
Пантодонты
Пантодо'нты (Pantodonta), отряд ископаемых млекопитающих. Остатки известны из отложений палеоцена — среднего олигоцена. Размеры — от овцы до крупного бегемота. В строении скелета П. много примитивных особенностей: ноги короткие с 5 раздвинутыми короткими пальцами, которые заканчивались острыми копытами; хвост длинный, череп длинный, низкий; головной мозг был мал, примитивен; коренные зубы гребенчатого строения, клыки увеличены. Были распространены в Европе, Азии и Северной Америке. Некоторые крупные формы несколько сходны по образу жизни с гигантскими наземными ленивцами — мегатериями ; мелкие и примитивные П. были насекомоядными и всеядными; некоторые вели полуводный образ жизни и питались мягкой растительностью.
Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962.
Пантократор
Пантокра'тор (от греч. pantokrátor — всевластитель, на Руси — вседержитель), иконографический тип Христа. П. называют обычно поясное изображение Христа (в центральном куполе или конхе храма), благословляющего правой рукой, в левой держащего Евангелие и окруженного ангелами (на барабане или в апсиде). Тип Христа-П.— смысловой и композиционный центр архитектурно-живописных ансамблей православных церквей — утвердился в 9—11 вв. с окончательным сложением типа крестово-купольного храма . Изображения П. перешли на иконы и в итальянскую мозаику 12 в.
Лит.: Capizzi С., Pantokrátor, Romae, 1964.
«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.
Пантокрин
Пантокри'н (от панты и греч. kríno — отделяю), жидкий спиртовой экстракт из неокостеневших рогов (пантов) марала, изюбря и пятнистого оленя. Применяют в каплях или растворе (внутримышечно) как тонизирующее средство при астенических состояниях, гипотонии и т. п.
Пантометр
Панто'метр (от греч. pán, родительный падеж pantós — всё и ...метр ), ныне устаревший лёгкий угломерный инструмент, применявшийся преимущественно при топографической съёмке лесов и торфяных болот, не требовавший высокой точности.
Пантомима
Пантоми'ма (от греч. pantómimes — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально— всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства П. в Европе — в театре Древней Греции и Рима. В средние века к П. обращались гистрионы , жонглёры и др., в средние 16—18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте . В 19 в. П. как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)— создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. П. разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. П. занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930— начало 70-х гг. самые известные актёры П.— Ж. Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПА)", комментарии и мнения людей о произведении.




























