БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать бесплатно онлайн.
Пёрселл Генри
Пёрселл (Purcell) Генри (около 1659, Лондон,— 21.11.1695, там же), английский композитор и органист. Состоял придворным музыкантом в Лондоне: пел в королевской капелле, был хранителем инструментов, настройщиком органов, композитором «24 скрипок короля», церковным органистом и королевским клавесинистом. Крупнейший английский композитор, П. отличался исключительной продуктивностью, с равным мастерством работал во всех музыкальных жанрах, особенно в музыкально-сценическом (автор музыки около 50 театральных постановок). Наивысшее достижение П.— опера «Дидона и Эней»(1689), первая национальная английская опера (по мотивам «Энеиды» М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. П. обобщил в этой опере традиции английского реалистического театра, жанра масок , национальной поэзии, английской и шотландской народной песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Другие музыкально-сценические произведения П. называл «полуоперами»; они состоят из отдельных номеров или интермеццо , многие из которых — развитые дивертисменты в театральных пьесах. П.— автор многоголосных и одноголосных песен (создал около 100), близких народным; в светских песнях продолжал традиции английского мадригала . Среди его хоровых сочинений (культовых и светских) выделяются антемы (торжественные церковные произведения на библейские тексты, типа мотета ). В инструментальной музыке П. следовал традициям итальянских скрипичных композиторов; его струнные фантазии, трио-сонаты, как и органные произведения, отличаются полифоническим мастерством; пьесы для клавесина, насыщенные народными и бытовыми мелодиями (танцы, сюиты, арии, граунды), близки пьесам вёрджинелистов (см. Вёрджинел ) и предназначены главным образом для любителей. П. стремился к созданию национального музыкального искусства, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к П. возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке ряд его произведений, в том числе оперу «Дидона и Эней» (1951).
Лит.: Конен В., Перселл и английская музыка, «Советская музыка», 1955, № 10; её же, «Британский Орфей», там же, 1959, № 11; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1, 3 изд., М., 1973, с. 323—38; Zimmerman F. В., H. Purcell, L.— N. Y., 1967.
И. В. Розанов.
Г. Пёрселл.
Пёрселл Эдуард Миле
Пёрселл (Purcell) Эдуард Миле (родился 30.8.1912, Тейлорвилл, Иллинойс), американский физик. Учился в университетах Пердью и Гарварда. В 1941—45 работал в радиолокационной лаборатории Массачусетсского технологического института. С 1938 преподавал в Гарвардском университете (с 1949 профессор). В 1952 получил (совместно с Ф. Блохом ) Нобелевскую премию за открытие (1946) ядерного магнитного резонанса (ЯМР) в твёрдых телах. Он показал, что с помощью ЯМР можно обнаружить ядерный магнитный момент. Эти работы положили начало спектроскопии ЯМР. В 1951 совместно с Х. Юэном (H. I. Ewen) обнаружил линию межзвёздного водорода с длиной волны 21 см.
Соч.: Observation of a line in the galactic radio spectrum, «Nature», 1951, v. 168, № 4270, p. 356.
Персеполь
Персе'поль (греч. Persépolis, др.-перс. Парса, перс. Техте-Джемшид), город в Древнем Иране (в 50 км к С.-В. от Шираза), одна из столиц Ахеменидов . Основан в конце 6 в. до н. э. в начале правления Дария I. Основные постройки П. были возведены при Дарий I и Ксерксе I. Захваченный Александром Македонским в 330 до н. э. П. был сожжён и заброшен. Раскопки П. и окрестностей в широком масштабе велись под руководством немецкого учёного Э. Херцфельда (в 1931—34) и американского археолога Э. Шмидта (в 1935—39). После 1939 работы в П. ведёт Иранская археологическая служба (сначала под руководством французского учёного А. Годара, затем — Иранских археологов М. Т. Мустафави и А. Сами). Найдены надписи ахеменидских царей и тысячи глиняных табличек с текстами на эламском языке, содержащие данные о строительстве города и хозяйстве округи.
В П. и его районе сохранились многочисленные памятники разных эпох. На каменной платформе, примыкающей к склону горы Кухе-Рахмат,— остатки дворца (конец 6—4 вв. до н. э.), обнесённого стеной. К З. от дворца — остатки собственно города. Над платформой — скальные гробницы (405—338 до н. э.), у платформы — фундаменты храма огня (3 в. до н. э.). В окрестностях: у подножия горы Кухе-Рахмат — Накши-Раджаб — 3 сасанидских скальных рельефа; следы сасанидского круглого города Дарабгерд, остатки г. Истахр (основанного Ахеменидами, запустел в 10 в.); у подножия горы Хосейн-Кух — некрополь Накши-Рустем [4 ахеменидские скальные гробницы (521—405 до н. э.), святилище огня Кабаи-Зардушт], сасанидские рельефы и скальные алтари; Тали-Бакун — остатки поселения (восходящего к 5 тыс. до н. э.).
Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории Древнего Ирана, М., 1961; Schmidt Е. F., Persepolis, v. 1—2, Chi., [1953—57]; Cameron G. G., Persepolis treasury tablets, Chi., 1948; Hallock R. Т., Persepolis Fortification tablets, Chi., 1969.
Персеполь. Дворец Дария. 5—4 вв. до н. э.
Персеполь. Крылатые быки у входа в пропилеи Ксеркса 5—4 вв. до н. э.
Персеполь. План дворца: 1 — лестница; 2 — пропилеи Ксеркса; 3 — ападана Дария и Ксеркса; 4 — стоколонный зал Ксеркса; 5 — тропилон; 6 — дворец Дария; 7 — дворец Ксеркса; 8 — гарем; 9 — сокровищница.
Персептрон
Персептро'н, перцептрон (англ. perceptron, нем. Perzeptron, от лат. perceptio — понимание, познавание, восприятие), математическая модель процесса восприятия . Сталкиваясь с новыми явлениями или предметами, человек их узнаёт, то есть относит к тому или иному понятию (классу). Так, мы легко узнаём знакомых, даже если они изменили причёску или одежду, можем читать рукописи, хотя каждый почерк имеет свои особенности, узнаём мелодию в различной аранжировке и т.д. Эта способность человека и получила название феномена восприятия. Человек умеет на основании опыта вырабатывать и новые понятия, обучаться новой системе классификации. Например, при обучении различению рукописных знаков ученику показывают рукописные знаки и сообщают, каким буквам они соответствуют, то есть к каким классам эти знаки относятся; в результате у него вырабатывается умение правильно классифицировать знаки.
Считают, что восприятие осуществляется при помощи сети нейронов . Модель восприятия (персептивная модель) может быть представлена в виде трёх слоев нейронов: рецепторного слоя (S ), слоя преобразующих нейронов (А ) и слоя реагирующих нейронов (R ) (рис. ). Нейрон (согласно наиболее простой модели Мак-Каллока — Питса)— это нервная клетка, которая имеет несколько входов и один выход. Входы могут быть либо возбуждающие, либо тормозные. Нейрон возбуждается и посылает импульс в том случае, если число сигналов на возбуждающих входах превосходит число сигналов на тормозных входах на некоторую величину, называемую порогом срабатывания нейрона. В зависимости от характера внешнего раздражения в S -слое образуется некая совокупность импульсов (сигналов), которые, распространяясь по нервным путям, достигают нейронов А -слоя, где в соответствии с совокупностью пришедших импульсов образуются новые импульсы, поступающие на входы нейронов R -слоя. В нейронах А -слоя суммируются входные сигналы с одним и тем же коэффициентом усиления (возможно с разными знаками), в нейронах же R -слоя суммируются сигналы с различными как по величине, так и по знаку коэффициентами. Восприятие какого-либо объекта соответствует возбуждению определённого нейрона R -слоя. Считают, что коэффициент усиления реагирующих нейронов подобраны так, что различным объектам одного класса соответствуют совокупности импульсов, возбуждающие один и тот же нейрон R -слоя. Формирование нового понятия заключается в установлении коэффициента усиления соответствующего реагирующего нейрона.
В 1957 американский учёный Ф. Розенблатт построил техническую модель зрительного анализатора, названную им П. «Марк-1». В П. «Марк-1» моделью рецепторного нейрона служил фотоэлемент , моделью преобразующего нейрона — пороговый элемент с коэффициентом усиления ±1, а моделью реагирующего нейрона — пороговый элемент с настраиваемыми коэффициентами. Входы пороговых элементов А -слоя соединялись с фотоэлементами случайно. П. Розенблатта предназначался для работы в режиме эксплуатации и режиме обучения. В режиме эксплуатации П. классифицировал предъявленные ему ситуации; если из всех R -элементов возбуждался только Ri -элемент, то ситуация относилась к i -тому классу. В ходе обучения по последовательности предъявляемых для обучения примеров вырабатывались коэффициент усиления пороговых элементов R -слоя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.