БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в, ХХ в., М., 1972; Sánchez L. A., La literatura peruana, v. 1—6, B.-Aires, [1950— 1951]; Tamayo Vargas A., Literatura peruana, [t. 1—2], Lima, [1965]; Núñes E., La literatura peruana en el sigio XX (1900— 1965), Méx., [1965]; Cástro Arenas М., La novela peruana у la evolucíon social. [Lima, 1965].
С. П. Мамонтов.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древняя культура П. (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) — наиболее ранняя и наиболее развитая в Южной Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в середине 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего П. включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисленные типы сооружений — дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, «обсерватории» с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусственные пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах — массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального искусства сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художественные ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизованными рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в том числе вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в том числе ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.).
В 16 в. развитие древней культуры П. было прервано колониальным захватом, однако искусство П. продолжало быть наиболее развитым в Южной Америке. В вице-королевстве П. сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости районов) художественной школы, испытавшие сильное влияние древнего искусства П., особенно в архитектурном декоре. Во 2-й половине 16 — 1-й половине 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились городские дома с внутренними двориками, церкви с кирпичными готическими сводами или с деревянными потолками артесонадо , с порталами в стиле платереско . По образцу поздне-готических испанских соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й половине 17—18 вв. расцветает перуанское барокко , для которого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах — изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европейского искусства с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии («метисский стиль»). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европейскому маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, конец 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор П. де Ногера, 1-я половина 17 в.) также развивался самобытный «метисский стиль» — плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец Х. Т. Туйру-Тупак.
В 19 в. в архитектуре господствовало подражание французскому классицизму , а с 1870-х гг.— итальянской эклектике. В начале 20 в. попыткой возрождения национальных традиций стал «неоколониальный стиль» (архитектора Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник «неоперуанский стиль» (архитектора М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего П. с функциональной целесообразностью современных небольших жилых домов. С конца 30-х гг. наметился переход к принципам современной архитектуры, победившим в середине 20 в. Строятся высотные административные и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, современные микрорайоны (архитектор М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиционными домами из адобы и камня.
В начале 19 в. Х. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европейскую академическую школу прошли в 19 в. исторический живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во многих жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с народным юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи П. в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма , боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения народной жизни и возрождения национальных традиций (Х. Сабогаль, Х. Кодесидо, К. Блас, Х. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монументальной живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, Х. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи П. получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное искусство (Ф. де Сисло, Х. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор Х. Рока Рей. В народном искусстве (плащи-«пончо» с геометрическим узором; керамические сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды «мате» из тыквы с выжженными рисунками; деревянные сосуды «керо» с яркой инкрустацией) соединяются индейские и испанские традиции.
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wethey Н. Е., Colonial architecture and sculpture in Peru Camb. (Mass.), 1949; Rubinde Ia Borbolla D., Los tesoros artísticos del Perú, Мéх., 1961; Anton F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972.
XV. Музыка
Древние инки обладали высокоразвитой музыкальной культурой. Музыка базировалась на пентатонных звукорядах, четко разделялась на культовую, военную, придворную, народную и была строго дифференцирована по жанрам: священные гимны (хайльи), исторические песни-сказания (таки), элегические (уанка) и лирические (арави) песни, танцы (уайно, кашуа, каруйо). Музыкальный инструментарий включал ударные (барабаны уанкар, тинья) и множество духовых—флейта Пана (сику, или антара), продольные флейты (кена, пинкольо, тарка, аната), трубы (эрке, айкори) и др. Эта музыкальная культура почти целиком, без существенных изменений унаследована индейцами кечуа и аймара. Наряду с индейской музыкой за время испанского господства образовался пласт гибридной (так называемой метисской) музыки, в которой древняя индейская основа (лады, метроритмика) испытала воздействие испанской музыки. В креольской народной музыке П. заметна отчётливая генетическая преемственность от испанской музыки 16—18 вв. Имеются песенно-танцевальные жанры, главные из которых — ярави, тристе, самакуэка, маринера, тондеро, сахуриана, рефалоса. Основные музыкальные инструменты: гитара и её местная разновидность — чаранго, арфа.
Профессиональное композиторское творчество в стране на протяжении колониального периода было ограничено почти исключительно церковной музыкой (Г. Ф. Идальго, Э. де ла Серна, А. Карраско). Первый значительный светский композитор — Х. Б. Альседо, автор национального гимна (1821). Среди др. композиторов 19 в.— Х. М. Вальс Риестра, автор первой национальной оперы «Ольянтай» (1900), О. Полар, Д. Ойле. К началу 20 в. относится творчество М. Агирре, Л. Дюнкера Лавалье, Р. Брасеско, Ф. Уркиеты, Д. Аломии Роблеса, П. Чавеса Агилара. В 1-й половины 20 в. становление отечественной композиторской школы связано с творчеством Т. Валькарселя, А. Сас Орчасаля и К. Санчеса Малаги, опиравшихся на национальный музыкальный фольклор. Творчество перуанских композиторов начала 70-х гг.— Р. Хольцмана, Э. Итурриаги, Х. Мальсио, К. Гарридо Лекки, Э. Пинильи, Э. Валькарселя — отличается эстетической и стилистической пестротой, некоторые из них тяготеют к модернизму. Кечуанец по национальности, А. Гевара Очоа продолжает национальные традиции, связанные с опорой на индейский музыкальный фольклор.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.