БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)" читать бесплатно онлайн.
Плато' (Plateau), научная станция США в Восточной Антарктиде. Расположена в глубине материка, в западной части Советского плато, на поверхности ледникового покрова (3624 м над уровнем моря), в 1000 км от побережья моря Космонавтов. Действовала с февраля 1966 по январь 1969. На станции велись аэрометеорологические, гляциологические и геофизические наблюдения. Служила базой для маршрутных исследований в прилегающих районах.
Платобазальт
Платобаза'льт, базальт, слагающий обычно огромные по площади покровы тектонически устойчивых, не подвергавшихся складчатости областей. Предполагается, что состав П. наиболее полно отражает состав глубинных базальтовых магм.
Плато-Бенуэ
Плато'-Бе'нуэ, Бенуэ-Плато (Benue Plateau), штат в центре Нигерии, в бассейне р. Бенуэ. Площадь 105,1 тыс. км2. Население 4,6 млн. чел. (1969), главным образом народности тив, фульбе, джункун. Административный и основной экономический центр — г. Джос.
В пределы штата входят большая часть долины р. Бенуэ и плато Джос. Климат экваториально-муссонный; влажный сезон продолжается 7 месяцев. Средние месячные температуры от 20 °С (август) до 25 °С (март — апрель). Осадков 1000—1400 мм в год. Растительность — преимущественно саванна; на крайнем Ю. — лесосаванна.
В сельском хозяйстве преобладают потребительские и мелкотоварные хозяйства. Возделывают просо, сорго, арахис, хлопчатник, кукурузу, рис; на крайнем Ю. — масличную пальму, яме; в долине р. Бенуэ — кунжут, имбирь и соевые бобы — на экспорт. На плато Джос и нагорье Адамава — животноводство. Добыча оловянной и ниобиевой руд (плато Джос). Заводы: по выплавке олова, деревообрабатывающий, молочный. Изготовление плетёных сумок и корзин, одежды, первичная обработка кожевенного сырья.
Платов Матвей Иванович
Пла'тов Матвей Иванович [6 (17).8.1751, станица Старочеркасская, ныне Аксайского района Ростовской обл., — 3 (15).1.1818, Новочеркасск], войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), граф (с 1812). Родился в семье войскового старшины. Начал службу с 13 лет. Участвовал в русско-турецкой войне 1768—74, был произведён главнокомандующим В. М. Долгоруковым в офицеры, командовал сотней, с 1771 — полком. В 1775 участвовал в подавлении Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. В 1782—83 служил на Кубани и в Крыму под командованием А. В. Суворова. Во время русско-турецкой войны 1787—91 участвовал во взятии Очакова (1788) и штурме Измаила (1790), командуя колонной, а затем всем левым крылом. С 1788 походный атаман войска Донского. В 1797 заподозрен Павлом I в заговоре, сослан в Кострому, а затем заключён в Петропавловскую крепость. В январе 1801 освобожден и назначен главным помощником войскового атамана Донского войска, а вскоре — войсковым атаманом. В 1806—07 участвовал в войне с Францией, в 1807—09 — с Турцией. Во время Отечественной войны 1812 успешно командовал донским казачьим корпусом. Его смелые и решительные действия способствовали разгрому наполеоновских войск. Завоевал популярность как герой войны 1812. Участник кампаний 1813—14. В 1814 сопровождал Александра I в поездке в Великобританию, где был торжественно встречен и получил диплом почётного доктора Оксфордского университета. В Новочеркасске П. поставлен памятник работы П. К. Клодта.
Платон
Плато'н (Pláton) (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. основал собственную школу — Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи П.); эта поездка, как и предыдущие попытки П. вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни П. провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Почти все сочинения П. написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) — «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70—60-е гг.) — «Федон», «Пир», «Федр», II—X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду — «Законы» (50-е гг.).
Философия П. не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему П. приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по П., «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым П. приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Вторая субстанция — «ум» (нус) является, по П., бытийно-световым порождением «единого» — «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; П. тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.
Третья субстанция — «мировая душа» — объединяет у П. «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это — принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». П. говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в др. состояние.
«Идеи» — это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.
Материя для П. — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея. П. подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для П. является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПЛ)", комментарии и мнения людей о произведении.