БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПР)" читать бесплатно онлайн.
Правопреемство
Правопрее'мство , переход прав и обязанностей от одного лица к другому (например, от умершего гражданина к его наследникам, от объединившихся организаций к вновь возникшей в результате объединения). П. означает изменение субъекта существующих прав и обязанностей, содержание их не меняется — к правопреемнику переходят те же права и обязанности, которые были у его предшественника. П. — производное приобретение прав и обязанностей (в отличие от первоначального, при котором право данного лица не основывается на праве предшественника).
П. может быть универсальным или частным (сингулярным). В первом случае к одному правопреемнику (или нескольким) переходят все права и обязанности (например, при наследовании по закону к наследникам переходит всё имущество умершего, в чём бы оно ни выражалось и где бы ни находилось). Частное П. заключается в переходе отдельных прав или обязанностей (например, кредитор, имеющий право на получение с должника денежной суммы, может уступить это право третьему лицу, которое станет сингулярным преемником данного права).
По отношению к некоторым правам, имеющим строго личный характер, П. не допускается (например, нельзя передать право на получение алиментов , обязанность создать литературное произведение).
Правопреемство государств
Правопрее'мство госуда'рств , в международном праве переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в состав другого, разделение государства, отделение и т.д.). Современное международное право признаёт П. г. только при правомерных территориальных изменениях. В соответствии с принципом невмешательства внутригосударственные отношения объектом П. г. не являются. П. г. не затрагивает государственных границ: положения договоров, которыми установлены границы, и режим границ сохраняют свою юридическую силу для государства-преемника.
Вопросы П. г. имеют особо важное значение в связи с тем, что в результате краха колониальной системы империализма возникло значительное число новых независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке. Международное право устанавливает, что эти государства не обязаны признавать какие-либо договоры, действовавшие ранее на их территории. В иных случаях, когда государство-правопреемник в прошлом входило в состав суверенного государства, проблема П. г. должна решаться на основе т. н. принципа континуитета договоров, т. е. сохранения их действия: аннулируются только те договоры, предмет и цели которых несовместимы с условиями, создавшимися в силу П. г. При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип «подвижности договорных границ»: на переходящей территории начинают действовать договоры государства, под верховенство которого она перешла.
Большое значение имеет вопрос о П. г. при социальной революции. Так, Советское государство пересмотрело договоры, заключённые Россией до Октябрьской революции 1917, в соответствии с принципом, который был выдвинут В. И. Лениным на 2-м Всероссийском съезде Советов: отвергнуть пункты всех договоров бывшей царской России, которые давали иностранным государствам возможность грабить страну, а договоры, устанавливавшие добрососедские отношения, признать. Советское государство аннулировало аннексионистские тайные договоры, неравноправные договоры России со странами Востока, займы, которые были заключены царским и Временным правительствами в интересах классов, свергнутых революцией, и т.д. Эта акция Советского государства содействовала утверждению в международном праве новых, демократических принципов.
Православие
Правосла'вие , одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В СССР последователи П. превалируют среди верующих в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Грузии.
Размежевание в христианстве между П. (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя (см. Разделение церквей ).
Православное вероучение, имеющее общехристианскую основу, базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании . В Священное предание П. включает постановления первых семи Вселенских соборов (4—8 вв.), решения ряда поместных соборов 4—8 вв., творения отцов церкви и некоторые др. материалы (но меньшее число материалов, чем католицизм). Главный источник православного вероучения — «Символ веры» , принятый Никейским вселенским собором 325, дополненный Константинопольским собором 381. Догматами П. являются основные положения христианского вероучения, сформулированные первыми семью Вселенскими соборами. Они объявляются православной церковью «боговдохновенными» — абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, непостижимыми разумом и соответственно должны приниматься на веру. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей [об исхождении «святого духа» не только от бога-отца, но и от сына (добавление «filioque»), о главенстве и непогрешимости римского папы, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых и о «сокровищнице переизбыточествующей благодати», о непорочном зачатии девы Марии ], объявляются П. ошибочными, противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности П., как и в католицизме, составляют семь таинств , но имеются различия в их отправлении: в П. при крещении младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается приходским священником сразу же вслед за крещением (а не через несколько лет); причащаются миряне и духовные лица одинаково — квасным хлебом и вином.
Главным православным богослужением является литургия (обедня). Богослужение в П. ведётся на национальных языках, используются и т. н. мёртвые языки (например, церковно-славянский — в русской православной церкви). Важной составной частью православного культа являются праздники, главные из которых — общехристианские (рождество, пасха и др.). В П. отсутствуют праздники, установленные католицизмом после разделения церквей (см. в ст. Католицизм ), в то же время введены праздники (сретение, преображение, воздвижение), не отмечаемые католиками. К числу неотъемлемых элементов православного культа относятся посты : многодневные (весенний «великий», летний «петров», осенний «успенский» и зимний «рождественский») и однодневные — всего более 200 дней в году. При составлении церковного календаря большинство православных церквей придерживается юлианского календаря (в то время как в католицизме и протестантизме используется григорианский календарь). Согласно православным канонам, священники должны быть женаты (притом один раз).
В специфике вероучения, церковные организации П. нашли отражение особенности исторического развития Византии (где сложилось это христианское направление), а в дальнейшем и др. восточно-европейских и ближневосточных государств (где оно распространилось). Замедленная по сравнению с Западом эволюция феодальных отношений в Византии, сильная императорская власть и одновременно отсутствие многоступенчатой феодальной иерархической лестницы, свойственный византийской культуре в целом традиционализм способствовали усилению традиционализма также и в П., в значительной мере обусловили отсутствие такой иерархической организации духовной власти, какая сложилась в католицизме. П., став государственной религией Византийской империи, освящало именем бога государственный строй, основанный на феодальных началах. Высшим земным авторитетом в делах веры был объявлен император — «помазанник божий», верховный хранитель и защитник догматов П. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные (автокефальные) церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые различия. Универсальной церковной организации с единым церковным центром (как Ватикан в католицизме) в П. нет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПР)", комментарии и мнения людей о произведении.