» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РИ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РИ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РИ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РИ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (РИ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (РИ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (РИ)" читать бесплатно онлайн.








  Машкин Н. А., Принципат Августа, М. — Л., 1949; Бокщанин А. Г., Социальный кризис Римской империи в 1 в. н. э., М., 1954; его же, Парфия и Рим, [ч.] 1—2, М., 1960—66; Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи в I—III вв., М. — Л., 1949; Штаерман Е. М., Трофимова М. К., Рабовладельческие отношения в ранней римской империи, М., 1971; Кузищин В. И., Очерки по истории земледелия Италии 11 в. до н. э. — 1 в. н. э., [М.], 1966; его же, Римское рабовладельческое поместье. II в. до н. э. — 1 в. н. э., [М., 1973]; Albertini Е. L’Empire Romain, 3 éd., P., 1938: Bloch R., Cousin J., Rome et son destin, P., 1960; Chapot V., Le monde romain, P., 1951; Nilsson М. R., lmoerio l Rome, N, Y., 1962; Meyer E., Römischer Staat und Staatsgedanke, 3 Aufl., Stuttg., 1965.

  Петрушевский Д. М., Очерки из истории средневекового общества и государства, 5 изд., М., 1922; Ременников А. М., Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н. э., М., 1954; Штаерман Е. М., Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи, М., 1957; Кац А. Л., Проблема падения Римской империи в советской историографии, «Вестник древней истории», 1967, № 2; AIföldi A., Conflict of ideas in the late Roman empire, N. Y. — Oxf., 1952; Dill S., Roman society in the last century of the Western empire, [2 ed. I. L., 1959; The fall of Rome. Can it be explained?, ed. М. Chambers, N. Y., 1963; Grosse R., Rumische Militargeschichte vom Gallienus bis zu Beginn der byzantinischen Themenverfassung, B., 1920; Mazzarino S., Aspetti sociali del quarto secolo, Roma, 1951; Piganiol A., L’empire chrétien, 325—395, P., 1947; Walbank F. W., Decline of the Roman empire in the west, N. Y., 1946.

  С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман.

  Воспитание и просвещение. В древнюю эпоху главным очагом воспитания была семья. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения «отцовской власти» (patria potestas). Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином. Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли; в этом же направлении действовала государственная религия с её обожествлением гражданских и воинских добродетелей (Дисциплины, Согласия, Благочестия и т.д.). Летописи жрецов-понтификов фиксировали образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали лиц, нарушавших их. Возникновение элементарных школ — ludi в Р. историк Тит Ливий относит к 5 в. до н. э. Обучались главным образом дети свободных. Обучение было совместным, принимались дети с 7 лет и занимались в течение 4—5 лет. Дома или в школах детей обучали латинскому, греческому языкам, письму, чтению и счёту.

  Кризис полисной системы, превращение Р. из города-государства в огромную средиземноморскую державу затронули все стороны римской жизни, в том числе привели к изменению традиционной системы воспитания и просвещения. Возросший государственный аппарат нуждался в образованных людях. Эта потребность сначала удовлетворялась путём подготовки юношей из знатных и состоятельных семей домашними учителями и воспитателями — высокообразованными греками, такими, как греческий историк Полибий, попавший в Р. в качестве заложника. Полибий был воспитателем и наставником в доме Сципионов. В Р. ввозились греческие библиотеки (первая публичная библиотека Лукулла в 1 в. до н. э.), предметы искусства и т.д. Постепенно складывалась новая система школьного образования. Уже в 60-х гг. 2 в. до н. э. в Р. возникли школы повышенного типа: грамматические школы и риторские школы, которые, ввиду того что обучение стоило дорого, были доступны лишь детям знатных и состоятельных римлян. К середине 1 в. до н. э. в Р. насчитывалось около 20 грамматических школ, они получили распространение также в Италии и провинциях. Эти школы давали подростку (обучение проходили дети от 11—12 до 14—15 лет) широкое гуманитарное образование и подготавливали его к деятельности политического и судебного оратора (грамматики руководили литературным образованием своих питомцев, приучая к чтению и разбору греческих и римских авторов). В 1 в. н. э. появились грамматические школы для девочек. Уже с 1 в. в грамматических школах стали меньше преподавать красноречие, обучение которому сосредоточилось в риторских школах — своего рода высших учебных заведениях. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13—14 до 16—19 лет. Риторская школа давала навыки ораторского искусства. Первые школы были с преподаванием на греческом языке, и обучаться в них могли лишь те, кто в совершенстве знал этот язык. Уже в начале 1 в. до н. э. была основана латинская риторская школа. Эта школа, открывавшая путь к политической карьере относительно широкому кругу лиц, вызвала нападки сторонников сенатской олигархии. В 92 до н. э. был издан эдикт о запрещении латинских риторских школ. Снова эти школы были открыты при Цезаре и получили затем широкое распространение. Учащиеся риторских школ писали сочинения на заданные темы, практиковались в контроверсиях — вымышленных судебных делах, упражнялись в ораторском искусстве. Школы знакомили с правом, философией, историей, поэзией. Концепция риторского образования нашла систематическую разработку в трактатах Цицерона. Теоретик ораторского искусства Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе. По мере усложнения бюрократического аппарата росла потребность в специально подготовленных юристах-правоведах. Со 2 в. н. э. появились группы правоведов, занимавшихся только обучением лиц, желавших специализироваться в данной области. Эти юристы-учителя согласовывали своё преподавание друг с другом и постепенно образовали более или менее устойчивые группы, получившие название «кафедр» права. По такому же типу оформляются «кафедры» риторики и философии, затем медицины и архитектуры. В этот же период учреждается несколько высших школ [«Атенеум» — высшая школа в Р. по образцу афинской высшей школы; высшая юридическая школа в Бейруте (Сирия); высшая константинопольская школа и др.]. При покровительстве императора Марка Аврелия (2 в.) — «философа на троне» — получила дальнейшее развитие высшая школа в Афинах, собиравшая студентов из разных частей империи. Студенты организовывались в «хоры» — землячества, каждое из которых примыкало к тому или иному учителю (профессору). На почве соперничества между землячествами и материальных невзгод возникали студенческие беспорядки, в которых участвовали и городские низы. Высшие школы получили распространение и в западных провинциях Римской империи, становясь центрами образованности и романизации.

  В период республики обучение было частным и государство в него не вмешивалось, однако в период империи государство поставило образование под свой контроль. Учителя стали государственными служащими, получали жалованье. Император Антонин Пий (2 в.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. Содержались школы в Италии и провинциях на средства муниципиев. С 362 при императоре Юлиане Отступнике все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Учащиеся также оказались под контролем императорской власти (эдикт 370).

  Лит.: Гордиевич О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894: Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913; Цветаев И., Из жизни высших школ римской империи, М., 1902; Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М. — Л., 1964; Blümner Н., Die römischen Privat-altertümer, Münch., 1911; Gwynn A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; Marrou Н. — 1., Histoire de l'education dans l'antiquité, P., 1965; Kahrstedt U., Kulturgeschichte der romischen Kaiserzeit, 2 Aufl., Bern, 1958.

  А. И. Немировский.

  Древнеримская культура

  Древнеримская культура — первоначально культура римской общины, города-государства (полиса) — прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Р. в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греческие научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур.

  Религия и мифология. Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, присущих отдельным предметам и людям, и на вере в духов (обычно воспринимавшихся как множественность, из которой затем иногда выделялось одно божество) — хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня города Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и её свободного и несвободного населения), духи умерших — благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, росшей на месте народных собрания), божества, ведавшие всеми этапами роста и созревания растений (в первую очередь зерновых) и людей, например первым криком и первым шагом ребёнка и т.п. Эти духи и божества были первоначально неантропоморфны и безличны, впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Неопределёнен был их пол, поэтому нередко они именовались и в мужском и в женском роде, например божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палес. Некоторые божества обозначались описательно (например, Добрая богиня). Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями (раньше, видимо, родами) в честь их особых божеств, их ларов, хранителей их территориальных границ — терми'нов (праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или частью граждан (например, фордицидии — жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям; компиталии, справлявшиеся на границах соседних усадеб жителями в честь ларов; паганалии, праздновавшиеся сельскими общинами-пагами), или всем народом [например, амбурбии и амбарвалии — очищение (люстрация) границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии — для охраны злаков от болезней; луперкалии — для защиты стад от волков и др.]. Некоторые празднества, например парилии в честь Палес, были и частными и государственными.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (РИ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (РИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РИ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (РИ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.