БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РО)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (РО)" читать бесплатно онлайн.
Одновременно сложились течения, в которых противоречиво уживаются обостренно чуткое восприятие жизни и бегство от неё, поиски новой художественной выразительности и разрушительной формалистической тенденции. В живописи «Голубой розы» туманно-мистические мотивы порой сосуществуют с красочной поэзией бытия Востока (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов). Особый мир создан в одухотворённых символических композициях К. С. Петрова-Водкина с их стилизованным сферическим пространством и в мечтательно-причудливых картинах М. З. Шагала. Мастера «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк) прибегали к деформации натуры, но в то же время воссоздавали материально-чувственную выразительность предметного мира. Выделившееся из этой группировки футуристическое крыло (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова и др.), с его анархически-бунтарскими настроениями и тягой к художественному мифотворчеству, фактически порывает с реальной действительностью (см. «Ослиный хвост»). В середине 10-х гг. выступают первые представители абстрактного искусства (К. С. Малевич, В. В. Кандинский). Т. о., в России, ставшей ко времени Октябрьской революции 1917 средоточием мирового социального конфликта, в самой острой и бурной форме выразились противоречия и кризис искусства буржуазного общества. Прогрессивное русское искусство оказало революционизирующее воздействие на искусство др. народов России, питавшееся национальными и социально-освободительными идеями. Оно способствовало преодолению средневековых норм в художественной культуре народов Кавказа и Средней Азии, вошедших в 19 в. в состав России. Достижения передового реалистического искусства, порожденного русской демократической культурой, формировавшейся в тесной связи с освободительным, революционным движением, определили выдающееся место искусства России в мировой художественной культуре.
Советское искусство. Октябрьская революция создала условия для развития искусства нового исторического типа — искусства социалистического общества, прочно связанного с жизнью народа, выражающего его интересы, являющегося активной идеологической и воспитательной силой.
Отмена частной собственности на землю, национализация промышленности и плановая организация народного хозяйства открыли принципиально новые пути для градостроительства, определили общегосударственный размах архитектурно-строительных работ. Уже в первые годы Советской власти началась разработка проектов планировки городов — Москвы (Щусев и др.), Петрограда (Фомин и др.). Архитекторы активно участвовали в реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Стремление выразить новые идеи находило преимущественное воплощение в проектной деятельности, которой были присущи черты отвлеченно-возвышенной романтики. Вместе с тем в эти же годы началось строительство первых советских индустриальных и инженерных сооружений (радиобашня в Москве, инженер В. Г. Шухов (см. илл.); сооруженные по плану ГОЭЛРО Шатурская ГРЭС, архитектор Л. А. Веснин, и Волховская ГЭС, архитектор О. Р. Мунц и др.).
С решением задач социалистического преобразования страны были связаны в середине 20-х гг. первые крупные градостроительные работы — коренная перестройка бывших пролетарских окраин Москвы и Ленинграда. Там строились благоустроенные жилые массивы для рабочих, создававшиеся как целостные архитектурные ансамбли; они включали необходимые учреждения социально-бытового обслуживания (школы, столовые и др.). Началось строительство рабочих клубов (Дворец культуры им. А. М. Горького в Ленинграде, архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский (см. илл.); клуб им. И. В. Русакова в Москве, архитектор К. С. Мельников), в 1923 в Москве был создан комплекс Всероссийской с.-х. и кустарно-промышленные выставки. Возведённый в 20-е гг. Мавзолей В. И. Ленина (архитектор Щусев), объединяющий функции проникнутого большой идейно-художественной силой мемориального сооружения и торжественной трибуны, обогатил собой ансамбль Красной площади.
В связи с созданием новых промышленных сооружений в годы 1-й пятилетки (1929—32) началась реконструкция старых городов (Свердловска, Новосибирска, Челябинска), возникают новые промышленные центры (Магнитогорск, Новокузнецк и др.), благоустроенные, озеленённые, построенные на основе комплексных проектов, предусматривающих рациональную взаимосвязь промышленных и жилых зон и сети культурно-бытового обслуживания. Предпринимаются опыты разработки жилища нового типа — т. н. дома-коммуны (М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев и др.).
Каждая из творческая группировок 20-х — начала 30-х гг. (Аснова, ОСА и др.) имела свои взгляды на вопросы социальной природы архитектуры и развития города (доходившие до крайности идеи урбанизма и дезурбанизма), на содержание и форму в архитектуре, роль техники для зодчества и его функциональные задачи. Ведущее положение заняли течения, представители которых решали преимущественно функционально-конструктивные вопросы архитектуры (сооружения братьев Весниных, И. А. и П. А. Голосовых; проекты И. И. Леонидова). Одновременно развивалось направление, интерпретировавшее в современном духе принципы классической ордерной архитектуры (Фомин) или же буквально следовавшее её образцам (Жолтовский).
В творчестве совместно работавших В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха сосуществовал интерес к классическим мотивам (Библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве) и к формам «новой архитектуры» (театр в Ростове-на-Дону).
В середине 30-х гг. наступила новая фаза в развитии архитектуры. Значительно возросло промышленное строительство (реконструкция автозавода в Горьком, архитектор А. С. Фисенко и др., тракторного завода в Волгограде, архитектор Николаев), где нашли широкое применение металлические конструкции и сборный железобетон. Архитекторы стремятся придать утилитарным постройкам художественную выразительность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метрополитена в Москве, Москвы имени канала, московские мосты; архитектор Щусев, Фомин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядев и др.). Главные принципы социалистического переустройства городов определило постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О Генеральном плане реконструкции Москвы» (1935). В соответствии с генеральным планом (архитекторы Семенов, С. Е. Чернышев и др.), сохранившим исторически сложившуюся планировочную структуру города, был реконструирован центр Москвы, созданы новые, широкие магистрали, преобразившие облик столицы (архитекторы А. Г. Мордвинов, Г. П. Гольц и др.). Генеральные планы Ленинграда (1932—34 и 1935—36, Л. А. Ильин и др.; 1938—40, Н. В. Баранов и др.) предусматривали сохранение исторического центра города и создание новых жилых районов на свободных территориях (М. Охта, Автово, Московский проспект и др., архитекторы А. А. Оль, Б. Р. Рубаненко, И. И. Фомин и др.). Были разработаны генеральные планы для сотен городов СССР.
Для творческой деятельности архитекторов, объединившихся в 1932 в единый Союз советских архитекторов (см. Союз архитекторов СССР), определяющими становятся поиски идейно значимых образов, претворяющих наследие мирового и национального зодчества. Заметную роль в формировании такой направленности архитектурного процесса сыграл конкурс на проект Дворца Советов в Москве (1932). Наиболее наглядно новое движение выразилось в архитектуре крупных административных и общественных сооружений (Военная академия им. М. В. Фрунзе, архитектор Л. В. Руднев и В. О. Мунц, и Театр Советской Армии, архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев, — в Москве; административное здание на Московском проспекте в Ленинграде, архитектор Н. А. Троцкий). Лучшим постройкам были присущи монументальность и романтическая приподнятость образа. Однако в архитектуре того времени имелись элементы подражательности, неоправданного стремления придать зданиям парадный характер. Эти тенденции проявились и в архитектуре прогрессивных в конструктивном отношении первых крупноблочных жилых домов (А. К. Буров), и в сооружениях ВСХВ в Москве (1939). Но в лучших выставочных зданиях были достигнуты яркая выразительность, высокой уровень синтеза пластических искусств (павильон СССР на Международной выставке 1937 в Париже, архитектор Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина).
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 архитектура и строительство решали неотложные задачи, связанные с перемещением промышленных предприятий в восточные районы. Восстановление разрушенных фашистскими захватчиками сотен советских городов стало героической страницей в истории советского градостроительства. Города возрождались в соответствии с генеральными планами восстановления и дальнейшего развития, коренным образом улучшались их планировка и застройка: так, в Волгограде (архитекторы Алабян, Н. X. Поляков, Симбирцев и др.) была создана новая композиция городского центра и город получил выход к берегу Волги, ранее застроенному производственными сооружениями. Исключительное по сложности восстановление разрушенных и поврежденных памятников архитектуры было проведено в Ленинграде и его пригородах, в Новгороде, Пскове. При восстановлении и реконструкции городов создавались новые ансамбли, сады, парки, объединённые общим композиционным замыслом. По этим принципам был разработан и осуществлен проект восстановления и развития Ленинграда (архитекторы Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.). В начале 50-х гг. в Москве сооружена группа высотных зданий, местоположение которых органично увязано с радиально-кольцевой планировкой столицы. Наиболее крупное из них — ансамбль университета на Ленинских горах (архитекторы Руднев и др., см. илл.), выигрышно вписанный в рельеф местности и обладающий большим градоформирующим значением. Рост городов был связан с огромной работой по восстановлению промышленных предприятий и со строительством новых заводов и крупных гидротехнических сооружений (Волжский каскад; Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина, архитекторы Л. М. Поляков и др.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (РО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (РО)", комментарии и мнения людей о произведении.




























