БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (РО)" читать бесплатно онлайн.
Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках («Герой нашего времени» Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном «потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический «натурализм». Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также «Новый роман»).
С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это — Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму («Мать» М. Горького, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Кровь людская — не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М. Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах — «Мёртвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.
Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман — в центре споров, «Вопросы литературы», 1967, № 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1—2, Münch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.
Роман Мстиславич
Рома'н Мстисла'вич (год рождения неизвестен — умер 1205), князь новгородский (1168—69), владимиро-волынский (1170—1205) и одновременно (с 1199) — галицкий, сын великого князя киевского Мстислава Изяславича и дочери польского короля Болеслава Кривоустого. Вёл успешную борьбу с боярством и церковной знатью за укрепление княжеской власти. Владея объединённым Галицко-Волынским княжеством и распространив свою власть на Киевщину, Р. М. стал одним из сильнейших князей Руси. С ним считались Византия, Польша, Венгрия, а римский папа Иннокентий III предложил Р. М. королевскую корону при условии принятия католичества, но получил отказ. Чтобы укрепить своё влияние на польские дела и продвинуться в Саксонию, Р. М. вмешался в борьбу польских князей, но в 1205 попал в засаду, организованную поляками у Завихоста на Висле, и был убит.
Лит.: Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950.
«Роман о Лисе»
«Рома'н о Ли'се» («Roman de Renart»), памятник французской городской литературы, сложившийся в основном к середине 13 в. Прямым источником «Р. о Л.» явились народные басни, бытовавшие в фольклоре европейских народов и оформившиеся в середине 12 в. на территории Северной Франции в циклическую поэму. Другой источник «Р. о Л.» — греко-латинская басенная традиция в литературе средневековья. «Р. о Л.» состоит из 30 частей, «ветвей», объединённых темой борьбы хитрого Лиса-Ренара с грубым и глупым Волком-Изегримом и написанных, подобно фаблио, попарно рифмующимися стихами. В позднейших «ветвях» (13 в.) развлекательный, маскарадный комический элемент сменяется острой сатирой на королевскую власть, феодальную знать и духовенство. Памятник переведён на голландский, итальянский, английский, немецкий и скандинавский языки. К нижненемецкой версии (1498) восходит поэма И. В. Гёте «Рейнеке Лис» (1793).
Публ.: Le roman de Renart, branches 1—17, éd. d'après le manuscript de Cangé par М. Roques, P., 1948—60 (изд. продолж.); в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953 с. 294—305.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 144—50; F inn J., Le Roman de Renart..., [Toronto], 1963; Sudre L., Les sources du Roman de Renart, Gen., 1974.
В. С. Лозовецкий.
«Роман о Розе»
«Рома'н о Ро'зе» («Roman de la Rose»), памятник французской средневековой литературы. 1-я часть поэмы написана в 20-е гг. 13 в. Гильомом де Лоррисом. Повествование облечено в форму аллегорического сна автора, где фигурируют персонифицированные пороки и добродетели, рассказывается в иносказательной форме о любви поэта к Розе, олицетворяющей и идеальную женственность, и божественную благодать, 2-я часть написана около 1260 клириком Жаном де Меном. Пересматривая куртуазные взгляды, ряд философских воззрений эпохи, он ратует за свободную любовь, разум, равенство людей, показав себя при этом незаурядным сатириком-нравоописателем. «Р. о Р.» был популярен в 14—16 вв.
Изд.: Roman de la Rose, t. 1—3, P., 1965—70; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 150—54; Jung М. R., Etudes sur le poème allégorique en France au Moyen âge, Berne, 1971; Hilder G., Der scholastische Wortschatz bei Jean de Meun, Tübingen, 1972.
А. Д. Михайлов.
Роман Сладкопевец
Рома'н Сладкопе'вец (Romanós Melodós) (конец 5 в., Эмеса, Сирия, — около 560, Константинополь), византийский церковный поэт. Придал литературное совершенство форме кондака (стихотворная проповедь со строфическим делением и рефреном, часто с элементами драматизации). Стихи Р. С. отличаются цельностью нравственной эмоции, простотой и яркостью выражения. Под именем Р. С. дошло 85 текстов, из которых 60 подлинны. Некоторые кондаки Р. С. были усвоены церковным обиходом в славянских странах, в том числе на Руси.
Соч.: Romanos le Mélode, Hymnes, introd., texte critique, trad. et notes de J. Grosdidier de Matons, t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер., в кн.: Памятники византийской литературы IV—IX вв., М., 1968, с. 209—14.
Лит.: История Византии, т. 1, М., 1967, с. 426-28.
«Роман-газета»
«Рома'н-газе'та», массовое периодическое издание современной художественной литературы, преимущественно романов и повестей. Возникнув по мысли В. И. Ленина и инициативе М. Горького в июле 1927, «Р.-г.» выходила в издательстве «Московский рабочий», с 1931 — в Гослитиздате (издательство «Художественная литература»). Периодичность 1 номер, а с 1957—2 номера в месяц. Редактировали «Р.-г.» И. М. Беспалов, М. И. Серебрянский, В. Кин, В. Г. Ильинков и др. «Р.-г.» призвана популяризировать лучшие произведения современных советских и зарубежных авторов, ранее уже выходившие на русском языке. В «Р.-г.» печатались «Дело Артамоновых» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, поэма «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Повести гор и степей» Ч. Айтматова, «Ледовая книга» Ю. Смуула; романы «В огне» А. Барбюса, «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Слово перед казнью» Ю. Фучика и многие другие Тираж свыше 1,5 млн. экз. (1975).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (РО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (РО)", комментарии и мнения людей о произведении.