БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СА)" читать бесплатно онлайн.
Сатаваханов государство
Сатаваха'нов госуда'рство, в 1 в. до н. э. — 3 в. н. э. государство в Древней Индии, управлявшееся династией Сатаваханов (Шатаваханов). Основано Симукой (из андхрского рода Сатаваханов), правителем Северо-Западного Декана, зависимым от Канвов, царей Магадхи. Около 30 до н. э. Симука ликвидировал зависимость от Канвов. Власть Симуки и его преемников в 1—2 вв. н. э. распространялась на Западный и Центральный Декан и Малву. Столицами С. г. были Насик, затем Пратишхана (ныне Пайтхан). В 3 в. н. э. С. г. распалось. Представители рода Сатаваханов правили в различных частях Декана в 3—4 вв. и даже позже.
Сатанг
Сата'нг, разменная монета Таиланда, равная 1/100 бата.
Сатани-Дар
Сатани'-Дар, Сатанидар («Бугор сатаны»), древнейшее в СССР раннепалеолитическое местонахождение, расположенное на юго-западном склоне горы Арагац, близ села Пирмалак в Талинском районе Армянской ССР. Исследовано С. А. Сардаряном, С. Н. Замятниным и М. З. Паничкиной в 1945—49. На поверхности холма собрано много примитивных орудий из обсидиана и базальта — массивных отщепов неправильных очертаний, ручных рубил, грубых рубящих орудий («чопперы»), а также нуклеусы грубодисковидной и кубовидной формы. По каменным изделиям можно выделить 2 комплекса: древнейший, предположительно датируемый позднешелльским (позднеаббевильским) временем, и более поздний, предположительно датируемый позднеашельским временем.
Лит.: Паничкина М. 3., Палеолит Армении, Л., 1950.
Сатанинский гриб
Сатани'нский гриб (Boletus satanas), шляпочный гриб из семейства болетовых. Плодовое тело крупное, мясистое; шляпка до 20 см в диаметре и 5 см толщиной: толстая ножка у основания вздутая, жёлтая, с красноватой зоной посредине, вверху с сетью тонких красных жилок. Сверху шляпка светло-серая или кожистая жёлтая; трубчатый слой красный. Мякоть беловато-жёлтая, на изломе местами краснеющая или синеющая, с запахом сырого картофеля. С. г. встречается редко, преимущественно на Ю. Европейской части СССР, в лиственных лесах, на карбонатных почвах. Часто считается ядовитым.
Сатанов
Са'танов, посёлок городского типа в Городокском районе Хмельницкой области УССР. Расположен на р. Збруч (приток Днестра), в 20 км от ж.-д. станции Закупное (на линии Копычинцы — Ярмолинцы). Хлебозавод, сахарный, плодоконсервный заводы и другие предприятия пищевой промышленности.
Сателлит
Сателли'т (от лат. satelles, родительный падеж satellitis — телохранитель, спутник), 1) В Древнем Риме — вооружённый наёмник, сопровождающий своего хозяина. 2) государство, независимое лишь формально, но фактически подчинённое другому, более сильному государству. 3) В переносном смысле — безличный исполнитель чужой воли, человек рабски зависимый от другого, приспешник. 4) В астрономии — то же, что спутник планеты (термин редко употребляется).
Сателлиты
Сателли'ты, зубчатые колёса планетарных передач, совершающие сложное движение, — вращающиеся вокруг своих осей и вокруг оси центрального колеса, с которым они находятся в зацеплении.
Сатерленд
Са'терленд (Sutherland), бывшее графство в Великобритании, в Шотландии. Площадь 5,3 тыс. км2. Население 108,9 тыс. чел. (1971). Административный центр — г. Голспи. С 1975 большей частью графства стала округом того же названия в
административном районе Хайленд.
Сати Эрик Альфред Лесли
Сати' (Satie) Эрик Альфред Лесли (17.5.1866, Онфлёр, департамент Кальвадос, — 1.7.1925, Аркей, близ Парижа), французский композитор. Член Французской коммунистической партии с 1920. В зрелом возрасте занимался в «Схола канторум» в Париже (1905—08) у О. Серье и А. Русселя. Тогда же им были созданы сборники фортепьянных пьес с экстравагантными названиями: «3 пьесы в форме груши», «В лошадиной шкуре», «Спорт и развлечения» и др. Первое театральное произведение С. — балет «Парад» (1916). С. поддерживал новаторские начинания «Шестёрки», в начале 20-х гг. вокруг него сгруппировались молодые французские музыканты так называемой Аркейской школы. Творческие принципы и эстетические воззрения С. были неустойчивы: он то поддерживал импрессионизм, то нападал на его эпигонов, противопоставляя импрессионизму простоту, строгость линеарного письма. Лучшее сочинение С. — симфоническая драма с голосом «Сократ» (на текст диалогов Платона, 1918).
Лит.: Филейко Г., Э. Сати, в сборнике: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5, Л., 1967; Шнеерсон Г., французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Cocteau J., Е. Satie, Liège, 1957.
И. А. Медведева.
Сатин
Сати'н (франц. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань), ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т.д.
Сатиновое дерево
Сати'новое де'рево, атласное дерево (Chloroxylon swietenia), дерево семейства рутовых. Растет в сухих листопадных лесах Индии и острова Шри-Ланка. Древесина твёрдая и тяжёлая, душистая, жёлтая, с красивым блеском, устойчивая против поражения грибками и насекомыми; используется в технике для изготовления некоторых деталей, а также для производства резной и инкрустированной мебели, паркета, панелей и т.п. Иногда С. д. называются также некоторые другие виды рутовых или других семейств, имеющие блестящую древесину.
Сатир I
Сати'р I (греч. Sátyros), боспорский царь из династии Спартокидов. Правил в 433—389 до н. э. Наследовал основателю династии Спартоку I. В годы правления С. I были установлены договорные торговые отношения с Афинами.
Лит.: Гайдукевич В. Ф., Боспорское царство, М. — Л., 1949.
Сатира
Сати'ра (лат. satira, от более раннего satura — сатура, буквально — смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).
В отличие от прямого обличения, художественная С. как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония; но для собственно С. характерна негативная окрашенность обоих сюжетов — видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.
С. — насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие С. в этом качестве — переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» С., тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» С. — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, «... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности» («О наивной и сентиментальной поэзии», см. Статьи по эстетике, М. — Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.
Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность — присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и «... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности...» (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С. придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СА)", комментарии и мнения людей о произведении.