БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СИ)" читать бесплатно онлайн.
В 5—6 вв. в искусстве С. складывается местная ранневизантийская художественная школа. В культовом зодчестве доминирует тип сурово-тяжеловесной по пропорциям 3-нефной базилики с аркадами на низких столбах (базилика в Кальб-Лузех, около 480); сооружаются также купольные базилики различных типов (церковь «Вне стен» в Русафе, 569—86). Изобразительное искусство этого времени представлено резьбой по камню и кости, мозаиками полов, грубовато-экспрессивной книжной миниатюрой («Евангелие Рабулы», 586, библиотека Лауренциана, Флоренция).
После арабского завоевания (7 в.) С. — один из центров становления средневековой арабской культуры. В архитектуре, использующей древнеримский и византийский строительный опыт, утверждаются типы многоколонной мечети (мечеть Омейядов в Дамаске), а также укрепленного дворца-резиденции (замок в Каср аль-Хейр аль-Гарби). В изобразительных искусствах сохраняются эллинистических и ранневизантийские традиции (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 8 в.), но преобладающим становится тяготение к плоскостности и изысканному орнаментализму.
С 10 в. в С. формируется облик средневекового арабского города с делением на обособленные укрепленные кварталы. В городах строятся мечети, медресе, маристаны (больницы), крытые рынки, караван-сараи, бани и другие сооружения, отличающиеся обычно простым чётким планом и строгими линиями фасада с углублённой аркой входа; особое распространение получают ячеистые купола. На территории С. сохранились руины романских замков крестоносцев (Крак-де-Шевалье, 12 в.). При Айюбидах (с 1187) архитектура носит подчёркнуто суровый, крепостной характер, при Мамлюках (13 в. — 1516) в зодчестве усиливается декоративное начало, о чём свидетельствует, в частности, повсеместно применяемая облицовка из чередующихся полос тёмного и светлого камня (см. также ст. Египет, раздел Архитектура и изобразительное искусство). В 13—14 вв. наступает расцвет искусства книжной миниатюры, сочетающей орнаментализированную обобщенность композиций с живой выразительностью в передаче жестов и поз. Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяются керамика с росписью люстром, художественные изделия из стекла (с эмалевыми росписями) и металла (украшенные чеканкой, серебряными инкрустациями и гравировкой), резьба по дереву, художественной ткани.
В период подчинения С. Османской империи (1516—1918) в архитектуре преобладают композиционные приёмы, типичные для турецкого зодчества; особенно обильным и пышным становится архитектурный декор. В изобразительных искусствах тур. Воздействие сказывается в натурализации орнаментов. Архитектура 1920—30-х гг. следует французскому зодчеству. В 1950-х гг. усиливаются поиски решений, органично объединяющих современные технические конструкции с национальными формами (архитектор Вахби аль-Харпри и др.). С идеями борьбы за независимость связано творчество основоположников современной сирийской живописи (Тауфик Тарик, Мишель Кирша). В 1950—60-х гг. живопись испытывает определённое воздействие модернизма, однако широко распространяются и тенденции, сочетающие прогрессивное социально-общественное содержание с формами европейского реализма или национальными средневековыми художественными традициями (Махмуд Джалаль, Наим Исмаил, Луаи Каяли). Меньшее развитие получила скульптура, в которой также преобладает прогрессивно-демократическое реалистическое направление (Махмуд Джалаль, Жак Варде, Мухаммед Фатхи). В современной С. развиваются и традиционные виды прикладного искусства (вышивка, изготовление плетёных изделий из цветной соломы, художественная обработка металла).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961—65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969—73; Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII веков, М. 1974; Klengel Н., Syria antiqua. Vorislamische DenkMaler der Syrischen Arabischen Republik, Lpz., 1971.
XV. Музыка
В силу история, особенностей развития страны сирийская музыка явилась одной из ветвей араб. музыкального искусства (см. Арабская культура, раздел Музыка). Лишь в конце 19 — начале 20 вв. начался процесс распада единой араб. культуры и выделения самостоятельных национальных культур, в том числе сирийской. Народный и традиционная музыка С. характеризуется развитой ладовой системой, содержащей многочисленные лады — макамы. Ведущий музыкальный жанр — пение в сопровождении народный оркестра. Из инструментов распространены уд, рабаб, гиджак, канун и др. В народный оркестры включаются также европейские инструменты (скрипка, виолончель, контрабас). Оживление музыкальный жизни С. в конце 19 в. было связано с открытием в 1870 по инициативе композитора Мустафы аль-Башнака (автора многочисленных песен) музыкальной школы в Халебе (Алеппо), где обучали пению, игре на арабских народный инструментах. В современной С. осваиваются достижения европейской музыкальной культуры. Центр музыкальной жизни — Дамаск. Большую роль в популяризации музыки выполняют радио и телевидение. При Дамасском радио созданы 2 народный оркестра (их руководитель — Ясин Ааше и Эмнн Хаят). Начинает развиваться профессиональная композиторская школа. Среди современных композиторов — Сольхи Уад-ди (автор ряда камерных инструментальных ансамблей, произведений для фортепиано, виолончели, основанных на арабских народных мелодиях), Дик Суккари (ему принадлежат симфония и другие сочинения). Популярностью пользуются исполнители народный песен Шакир Брехан, Мутиа Мафи, Сабах Фахри, пианист Хозван Зиркли (1-я премия на Всеарабском конкурсе пианистов). Национальные музыкальные кадры готовят консерватории в Дамаске (открыта в 1962) и в Халебе (1963). При Дамасской консерватории созданы камерный оркестр (единственный в стране коллектив, исполняющий европейскую музыку), ансамбли скрипачей, виолончелистов. Эти коллективы выступают в многочисленных концертах. Большую помощь сирийцам оказывают советской музыканты (с 1964 в Дамасской консерватории работает ряд советских педагогов, которые ведут также концертно-исполнительная деятельность).
XVI. Театр
Истоки театрального искусства С. — в народный обрядах и празднествах. Оно вобрало все особенности араб. сценической культуры. Профессиональный театр возник в середине 19 в., когда Абу Халиль аль-Каббани организовал в Дамаске театральную труппу. В период между двумя мировыми войнами в страну приезжали египетской труппы. Их искусство оказало влияние на формирование профессионального театра С. В 1940-х гг. в Дамаске под руководством Абд аль-Латифа Фатхи был создан театральный коллектив, который в 1945—46 показал спектакли на сирийском диалекте (впервые в истории арабского театра). В 1952 Саяд-ад-дин Бакдунис организовал труппу, выступавшую в Дамаске и Халебе до 1957. Полупрофессиональный Свободный театр основан в 1956 в Дамаске (под руководством Рафика Джабри, Назара Фуада и Тауфика аль-Атари). Здесь ставили многоактные спектакли, которые имели социальную направленность. С 1956 в Халебе работает Народный театр, где выступали известные актрисы Сара и Сана Дабси, в 1957 создана народный труппа пантомимы. Значительным событием в культурной жизни С. стало открытие Арабского национального драматического театра (Дамаск), в труппу которого вошли лучшие актёры страны, режиссер Али Акля Арсан и Асад Фидда, получившие образование на Западе, а с 1971 режиссер Александр Кинни, окончивший Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве. В репертуаре театра араб. пьесы, европейская классическая, рус. и советская драматургия («Поле и дождь» Хусейна Хамзи, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и др.). Актёрское искусство близко к реалистической манере. К середине 70-х гг. в молодом сирийском театре начали преобладать спектакли остросоциальной тематики, рассказывающие о жизни рабочих («Дым подвалов» Юсефа Мукаддаша и др.). Популярность завоевал сатирический театр «Аш-Шавк» («Колючка»). В Дамаске функционируют (помимо названных): Военный театр, Театр сатиры и комедии им. Дуреда Ляхама, театр кукол. С 1967 в С. все актёры объединены в единый профсоюз.
XVII. Кино
Первый в стране полнометражный художественный фильм «Невинно осуждённый» поставил в 1928 режиссер А. Бадри. В 1930-е гг. выпущены кинокартины «Под небом Дамаска» (1932, режиссер И. Анзур), «По велению долга» (1938) и «Певица из кабаре» (1939) (режиссер обоих фильмов Бадри). В эти же годы под руководством Н. Рифаи началось производство хроникальных кинолент. После 2-й мировой войны 1939—45 предприняты попытки активизации национальной кинематографии; поставлены фильмы «Свет и тень» (1948, режиссер Н. Шалбандар), «Прохожий» (1950, режиссер А. Арафан) и др. В 1964 в Дамаске создана Генеральная организация по производству фильмов, осуществляющая также кинопрокат, импорт и экспорт кинокартин. Среди значительных фильмов 60—70-х гг. — «Водитель грузовика» (1967, режиссер Б. Вучинич, почётный диплом на 1-м Международный кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте, 1968), «Обманутые» (по повести «Люди под солнцем» Г. Канафани, 1972, режиссер Т. Салех), «Леопард» (1972, режиссер Н. Малех, премия на международных кинофестивалях в Карлови-Вари, Локарно и Дамаске), «Кафр Касем» (1975, режиссер Б. Эльви). Снимаются рекламные, туристские, учебные и другие фильмы. Среди известных кинодеятелей: режиссер М. аш-Шахин, Б. ас-Сабуни, В. Юсеф, актёры М. Васыф, Х. ар-Румани, М. ас-Салех, А. ар-Раши. В 1974 выпущено 14 художественных кинокартин, работало 118 кинотеатров, из них 113 частных и 5 государственных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СИ)", комментарии и мнения людей о произведении.