БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СП)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СП)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СП)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Лесоустройство, 3 изд., М., 1974.
Н. П. Анучин.
Спелость почвы
Спе'лость по'чвы, состояние почвы, показывающее готовность её к обработке (физическая спелость) или к посеву и посадке культурных растений (биологическая спелость). Физическая С. п. создаётся при некотором её оптимальном увлажнении (влажность спелого состояния), когда почва во время механической обработки распадается на агрегаты (комочки) размером от 1 до 10 мм. При более высокой влажности почва налипает на почвообрабатывающие орудия, при более низкой — разламывается на крупные комки, глыбы. При спелом состоянии почва лучше крошится, оказывает наименьшее сопротивление при обработке, а во вспаханной почве создаётся оптимальное соотношение между твёрдой частью, водой и воздухом. С. п. определяют визуально, по характеру крошения, сбрасывая пробу почвы с лопаты (или бросая комок почвы, взятой в горсть). Биологическая спелость наступает в хорошо обработанной, оптимально увлажнённой и прогретой почве.
Спендиаров Александр Афанасьевич
Спендиа'ров (настоящая фамилия — Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, — 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист Армянской ССР (1926). Классик армянской музыки. Окончил юридический факультет Московского университета (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892—94) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896—1900). Долгое время жил в Крыму. Творчество С. развивалось под влиянием передовой русской и армянской культуры (общался с А. К. Глазуновым, М. Горьким, поэтом О. Туманяном и др.). Как композитор С. утверждал реалистическое искусство, тяготел к программной музыке, создал в своих произведениях опоэтизированные образы природы, жанровые картины народный жизни. За симфоническую картину «Три пальмы» (1905), легенду «Бэда-проповедник» (1907) и мелодекламацию «Мы отдохнём» (на текст А. П. Чехова, 1910) получил Глинкинские премии (1908, 1910, 1912). В ряде его сочинений звучит протест против социальной несправедливости и призыв к свободе: элегия «Несжатая полоса» для хора с оркестром (слова Н. А. Некрасова, 1902), героическая песня «Туда, туда, на поле чести» (по роману «Раны Армении» Абовяна, слова И. Иоаннисяна, 1914), ария с оркестром «К Армении» (1915).
После Октябрьской революции 1917 С. активно включился в строительство сов. культуры. Руководил самодеятельными хорами, оркестрами, обрабатывал народный, в том числе революционные, песни. С 1924 жил в Ереване, участвовал в работе института науки и искусства, консерватории, в организации музыкального издательства и симфонического оркестра. В расцвете творческих сил С. написал «Эриванские этюды» для оркестра (1925), до конца жизни работал над героико-патриотической оперой «Алмаст» по поэме «Взятие Тмкаберта» Туманяна (1930, Москва). Среди сочинений С. — «Концертная увертюра» (1900), 2 сюиты «Крымские этюды» (1903, 1912), кантата «Памяти В. В. Стасова» (1907), романсы, мелодекламации, вокальные ансамбли, хоры, камерно-инструментальные произведения. Имя С. присвоено Армянскому театру оперы и балета.
Соч.: Полн. собр. соч., сост. и ред. Г. Е. Будагян, т. 1—10, Ер., 1943—71; Автобиография, «Советская музыка», 1938, № 4.
Лит.: Шавердян А., А. А. Спендиаров, М. — Л., 1939; Спендиарова М., Спенднаров, М., 1964; Тнгранов Г., А. А. Спендиаров, 2 изд., М., 1971; Александр Спендиаров. Статьи и исследования, сост. Г. Геодакян, Ер., 1973.
Г. Г. Тигранов.
А. А. Спендиаров.
Спенс Томас
Спенс (Spence) Томас (21.6.1750, Нью-касл-эпон-Тайн, — 8.9.1814, Лондон), английский социалист-утопист. Испытал влияние теоретиков естественного права. В памфлете «Действительные права человека» (1775) выступил за отмену частной собственности на землю и передачу её церковным приходам для свободной сдачи в аренду прихожанам. С. считал возможным на этой основе создать новый социальный строй — свободную ассоциацию самоуправляющихся общин. Неоднократно подвергался репрессиям. Учение С. оказало влияние на Р. Оуэна.
Лит.: Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1, М. — Л., 1928; Черняк Е. Б., Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII — начале XIX в., М., 1962; Rudkin О. D., Thomas Spence., N. Y., 1927.
Спенс Уильям Гатри
Спенс (Spence) Уильям Гатри (1846, Оркнейские острова, — 13.12.1926, Теранг, Виктория), австралийский политический деятель. С 1870-х гг. активно участвовал в профсоюзном движении. В 1901—17 член парламента по спискам Лейбористской партии. Эволюционировал вправо. В 1916 выступил в поддержку введения обязательной воинской повинности, за что был исключен из партии. В 1917 вступил в Национальную партию, созданную У. Хьюзом.
Спенсер Герберт
Спе'нсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist») (1848—53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.
Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое — «мир явлений», Непознаваемое — «вещь в себе»). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82—103).
В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий («иероглифизм»). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.
Специфическая особенность позитивизма С. — его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции — к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции — как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. «Основания биологии», т. 1—3, СПБ, 1899).
С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. С. — противник социализма, считавший революцию «болезнью» общественного организма.
В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СП)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СП)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СП)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СП)", комментарии и мнения людей о произведении.