БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать бесплатно онлайн.
В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более «высокий» — книжный, более «низкий» — фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. «жизнь» — «бытие» — «житьё»), что открывает широкие возможности перед художественной речью. В каждом из основных С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном — научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном — собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенческий жаргон и т.д. Каждый С. закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный — за ситуацией официального общения, нейтрально-разговорный — за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный — за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения называются иногда в советской лингвистике функциональными С. Некоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных С. — С. художественной литературы в целом.
От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также называемых «стилистическими»), которые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как «высокое, возвышенное», «торжественное», «нейтральное», «сниженное», а также «грубое», «ироническое» и т.п. Исторически «возвышенное» тяготеет к книжному, а «сниженное», «грубое» — к фамильярно-просторечному С.
С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три основных С. имеют три различных исторических источника. Книжный С. обычно восходит в значительной части к литературно-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык основной части населения, например в России к старославянскому языку , во Франции, Италии, Испании — к латинскому, в республиках Средней Азии — к древнеуйгурскому. Нейтрально-разговорный С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значительной части — к городскому просторечию.
Национальные особенности происхождения и литературной обработки С. сказываются на разном понимании «нейтральности». Так, во французском языке нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в русском языке, по сравнению с французским,— в сторону разговорного просторечия, т.к. норма французского литературного языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного языка — в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократическим элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направления.
Трёхчастное деление С. существовало уже в Древнем Риме, но отождествлялось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, «воин», «конь», «меч» — для «высокого» С., «земледелец», «вол», «плуг» — для среднего, «ленивый пастух», «овца», «палка» — для «низкого»). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.
Изучение С. (см. Стилистика ) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17—18 вв. оно составило предмет «теории трёх стилей», повсеместно принятой в Европе (ср. учение М. В. Ломоносова в России). В современном значении термин «С.» появляется в европейских языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к середине 19 в. термин «С.» утвердился (Г. Спенсер , Х. Штейнталь ). С возникновением семиотики было установлено, что категория С. играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке (М. Фуко и др.).
2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка — обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи — выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи — одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.
3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в том числе искусственного языка , возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из её средств для определённой цели — информативной, оценочной, предписывающей и т.д. — в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика ).
Лит.: Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв., 2 изд., М., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, М,, 1965; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Вомперский В. П., Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей, М,, [1970]: Guiraud P., La stylistique, 6 ed., P., 1970; Foucault M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague — P., 1971. cm. также лит. при ст. Стилистика .
Ю. С. Степанов.
Стильб
Стильб (от греч. stilbo — сверкаю, сияю), единица яркости в СГС системе единиц . Обозначения: рус. сб., международное sb . С. равен яркости равномерно светящейся плоской поверхности площадью 1 см2 в перпендикулярном к ней направлении при силе света 1 кандела (свеча). Соотношение с единицей СИ: 1 сб = 104 кд/м2 . Единица С. практически вышла из употребления.
Стильбен
Стильбе'н, транс -1,2-д и фенилэтилен, C6 H5 — CH=CH — C6 H5 , углеводород жирноароматического ряда (цмс-1,2-дифенилэтилен обычно называется изостильбеном); бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в обычных органических растворителях, нерастворимые в воде; tпл 124 °С, t кип 306—307 °С. Кристаллы С. используют в сцинтилляционных счётчиках, некоторые его производные — как лекарственные препараты (например, диэтилстильбэстрол ), отбеливатели оптические, азокрасители.
Стимул
Сти'мул (от лат. stimulus, буквально — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема «С. — реакция» (классическая психофизика и особенно бихевиоризм , см. также необихевиоризм ). Термин «С.» сохраняется также в некоторых психологических концепциях, которые по существу преодолевают схему «С. — реакция». Так, например, в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или «сознание цели». Термин «С.» при этом имеет скорее уже метафорический характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин «С.» в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского , где проводится функциональное различие между «С.-объектами», на которые направляется действие, и «С.-средствами», с помощью которых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки .
В социально-психологических исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. «Человек и его работа». [Сб.], 1967, с. 38—39).
В. И. Максименко.
Стимуляторы нервной деятельности
Стимуля'торы не'рвной де'ятельности (позднелатинское stimulator, от лат. stimulo — колю, беспокою, возбуждаю, поощряю), группа фармакологических веществ, повышающих возбудимость и восстанавливающих функции центральной нервной системы, находящейся в состоянии угнетения, улучшающих умственную и физическую работоспособность, настроение и самочувствие. По характеру фармакологического эффекта различают 3 основных группы С. н. д. Психостимуляторы активируют психическую деятельность; их применяют для повышения психической и физической работоспособности в случае её снижения (например, кофеин, фенамин). Антидепрессанты устраняют состояние психической депрессии и поэтому находят применение при лечении нервно-психических заболеваний, сопровождающихся отрицательными эмоциями, подавленным настроением, отсутствием инициативы (трициклические соединения — имизин, амитриптилин, азафен, фторацизин; ингибиторы моноаминоксидазы — ипразид, ниаламид, трансамин). Аналептики (оживляющие) повышают возбудимость центров дыхания и кровообращения (коразол, кордиамин, ангидрид угольной кислоты, стрихнин, камфора, бемегрид, цититон); их используют при различных тяжёлых заболеваниях и терминальных состояниях для возбуждения соответствующих центров головного мозга, а также рефлекторной деятельности спинного мозга. С. н. д. вызывают положительные эффекты только при ослаблении определённых функций центральной нервной системы; при её нормальном состоянии усиления функций не происходит, поскольку эти вещества не доставляют энергетических ресурсов организму, а лишь мобилизуют его резервные возможности. Некоторые психостимуляторы (главным образом группы фенамина) при длительном применении могут вызывать пристрастие (см. Наркомания ).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СТ)", комментарии и мнения людей о произведении.