БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать бесплатно онлайн.
Изд.: The geography of Strabo. With an English translation, by H. L. Jones, v. 1—8, L., 1917—32: в рус. пер. — География, пер. и предисл. Г. А. Стратановского, Л., 1964.
Лит.: Арский Ф. Н., Страбон, М., 1974: А 1 у W., Strabon von Amaseia, Bonn, 1957.
Стравинский Игорь Федорович
Страви'нский Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, — 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского . Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 — самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900—05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. «Фантастическое скерцо» и фантазия «Фейерверк» для оркестра (1908) — первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев — организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939—45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.
В начале творческого пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с «Весной священной» — хореографическая кантата «Свадебка» (1914—1923, «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского»). С. обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера — яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом «История солдата — сказка о беглом солдате и чёрте» (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением «Байка про лису...» (1916), использован сюжет русской народной сказки. С. установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.
В балете с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка — инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя С. утверждал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе» («Комсомольская правда», 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 — начала 50-х гг. — опера- оратория «Царь Эдип» (1927), балет-аллегория «Поцелуй феи» (1928; использованы мелодии Чайковского), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет «Орфей» (1947), опера «Похождения повесы» (1951).
В конце 40-х — 50-х гг. творческая манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается — главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата «Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), балет «Агон» («Состязания», 1957), «Заупокойные песнопения» («Requiem canticles», 1966) и др. Последнее произведение С. — обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).
С. принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: «Хроника моей музыкальной жизни» (1963), «Диалоги» (1971).
Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. С., И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. — М., 1974.
М. С. Друскин.
И. Ф. Стравинский.
Стравинский Федор Игнатьевич
Страви'нский Федор Игнатьевич [8(20).6.1843, Речицкий уезд Минской губернии, — 21.11(4.12).1902, Петербург], русский певец (бас).. В 1869 окончил Нежинский юридический лицей, в 1873 — Петербургскую консерваторию по классу К. Эверарди. В 1873—76 пел на киевской сцене, с 1876 — в Мариинском театре. Деятельность С. — яркая страница в истории русского реалистического исполнительского искусства. Певец боролся с оперной рутиной, большое внимание уделял драматической стороне исполнения (мимике, жесту, сценическому поведению, гриму, костюму). Создал разнохарактерные образы: Ерёмка, Олоферн («Вражья сила», «Юдифь» Серова), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Голова («Майская ночь» Римского-Корсакова), Мамыров («Чародейка» Чайковского), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто) и др. Мастерски исполнял характерные эпизодические роли. Выступал в концертах.
Лит.: Богданов - Березовский В., Ф. Стравинский, М. — Л., 1951; Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.
Страделла Алессандро
Страде'лла (Stradella) Алессандро [11.10.1644, Рим, — 28 (или 25).2(по др. данным, 1.3). 1682, Генуя], итальянский композитор, певец. Внёс вклад в развитие оратории, кантаты, создал произведения различных жанров, в том числе оперы. Был убит по наущению семьи Ломеллинн (где давал уроки). Долгое время в литературе отсутствовали точные биографические данные о С. Вокруг личности С. сложилась легенда о чудодейственной силе его музыки, о покушениях на него из-за ревности и мести (это легло в основу оперы «Алессандро Страделла» Флотова, 1844).
Лит.: Giazotto R., Vita di A. Stradella, v. 1—2, Mil., 1962.
Страдивари Антонио
Страдива'ри, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, — 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик Н. Амати. Открыл в Кремоне собственную мастерскую (около 1667). Многие годы работал в манере своего учителя, около 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704—25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра. Инструменты С. отличают совершенство художественного оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подборе древесины, красота лака. Делал также виолончели и альты. На инструментах С. играют крупнейшие современные музыканты. В государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в Москве хранятся несколько скрипок, альт и виолончель работы С. (они выдаются для концертных выступлений выдающимся советским исполнителям). Учениками С. были его сыновья Франческо (1671—1743) и Омобоно (1679—1742), а также К. Бергонци.
Лит.: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В, Доброхотова, 2 изд., М., 1964.
Страдиоты
Страдио'ты, скипетары (албанцы), лёгкая наёмная иррегулярная конница в средние века, набиравшаяся итальянскими государствами (преимущественно Венецией), а также Францией в Албании (Скиперии) и Греции. Имели вооружение и одежду турецкого образца, но вместо чалмы носили лёгкий шлем.
Страдники
Стра'дники, страдные люди (от «страда» — тяжёлая полевая работа), на Руси 14—16 вв. холопы , посаженные на землю и обязанные обрабатывать барскую пашню. Землевладельцы выдавали С. рабочий скот, семена и с.-х. инвентарь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СТ)", комментарии и мнения людей о произведении.