БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Ряузов Н. Н., Тительбаум Н. П., Статистика торговли, 5 изд., М., 1968.
Н. Н. Ряузов.
Статистика транспорта
Стати'стика тра'нспорта, в СССР отрасль экономической статистики , объектом изучения которой является транспортная система, включающая как отдельные виды транспорта общего пользования — ж.-д., морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, так и транспорт необщего пользования — ведомственные подъездные пути, флот и автомобильный транспорт (см. Промышленный транспорт ).
В СССР основной источник данных С. т. — сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов). В С. т. выделяются следующие разделы: статистика перевозок; эксплуатационная; основных фондов и технической вооружённости; труда; материально-технического снабжения; финансов.
Статистика перевозок исследует продукцию транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются следующими показателями: отправлено, прибыло, перевезено (т ); грузооборот (т *км ); средняя дальность перевозки (км ), средняя густота перевозок (т ), средняя продолжительность (сут ) и скорость доставки грузов (км/сут ); межрайонный (по ж.-д. транспорту — и междудорожный) обмен и транспортный баланс районов страны по отдельным грузам. Аналогичные показатели, за некоторым исключением, определяются и по пассажирским перевозкам. Эти показатели — общие для всей транспортной системы. Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.
Объект эксплуатационной С. т. — наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование. Объём работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т км , нетто и брутто ), пробегом. Сопоставлением объёмных показателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива, тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег, средняя техническая и участковая (коммерческая) скорости движения перевозочных средств. Кроме того, на отдельных видах транспорта определяются свойственные только им показатели: доля порожнего пробега вагонов, среднее время оборота и показатели нагрузки грузового вагона, средний вес и состав поезда — на ж.-д. транспорте; чистая производительность речного судна (за время хода с грузом), средняя продолжительность оборота баржи за рейс — на речном транспорте и др.
Материально-техническая база изучается С. т. на основе натурального и стоимостного выражения основных средств с целью оценки использования производственных фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементов транспортной системы и соответствия уровня технической базы транспорта развитию народного хозяйства. Для решения этих задач особо важное значение имеет паспортизация технических средств и единая классификация основных фондов в народном хозяйстве. Важнейшие показатели — протяжённость путей сообщения и инвентарные парки подвижного состава.
Статистика труда на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы: использование рабочего времени и производительность труда; фонд заработной платы и среднюю заработную плату работников. В этом разделе С. т. специфичным является измерение затрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационного контингента.
В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетических ресурсов на перевозки, т.к. на транспорте топливо и электроэнергия — основные виды материальных затрат.
Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту и месту их получения, кроме ж.-д. транспорта, где доходы отдельных дорог от перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли используются данные бухгалтерского учёта .
На современном этапе строительства материально-технической базы коммунизма перед С. т. стоят задачи исследования закономерностей и пропорциональностей развития транспортной системы как отрасли материального производства, выявления степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, создания единой системы С. т.
Организация С. т. в других социалистических странах во многом идентична С. т. в СССР. Вопросы методологии исчисления показателей С. т. в 60—70-е гг. 20 в. неоднократно обсуждались на совещаниях экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН.
В капиталистических странах С. т. характеризует в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отдельных видов транспорта.
Лит.: Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798—1898 гг., СПБ, 1898; Кочетов И. В., Железнодорожная статистика, 2 изд., М., 1953; Лебедев Е. П., Транспортная статистика, 2 изд., М., 1964; Транспорт и связь СССР. Статистич. сб., М., 1972.
Е. П. Леонова, Э. А. Свиридова.
Статистика труда
Стати'стика труда', отрасль экономической статистики , изучающая количественные закономерности массовых явлений в области воспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования. С. т. разрабатывает и анализирует показатели занятости, организации и условий труда, качественного состава работающих (распределение их по полу, возрасту, образованию, профессиям и др.), производительности труда , механизации труда, использования рабочего времени, оплаты труда и некоторые показатели уровня жизни трудящихся [номинальные (денежные) и реальные доходы населения , потребление материальных благи услуг, использование внерабочего времени , в том числе свободного времени ]. Богатейший материал для изучения труда и положения трудящихся дали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Маркс и Энгельс разработали важнейшие вопросы всеобщей статистики рабочего класса. В трудах Ленина отражено возникновение и развитие научной С. т. В дореволюционной России не было единой системы государственной статистики. Некоторые показатели по труду разрабатывались отдельными ведомствами, фабрично-заводскими инспекторами и исследователями. В работах прогрессивных деятелей освещались стачечная борьба, заработки и штрафы, рабочий день, жилищные условия. После Октябрьской социалистической революции 1917 в СССР создана С. т. как самостоятельная отрасль в единой системе государственной статистики. В СССР система показателей С. т. предусматривает: 1) изучение занятости, т. е. степени вовлечения населения в общественное производство, исследование воспроизводства, распределения и использования трудовых ресурсов страны на всех стадиях общественного воспроизводства и выявление неиспользованных трудовых ресурсов. 2) Определение и анализ численности и состава занятых в народном хозяйстве по профессиям и должностям, по их роли в производственном процессе, квалификации , стажу работы, полу, возрасту и др. признакам; исследование перераспределения труда по отраслям народного хозяйства и территории страны в результате технического прогресса; разработку и анализ показателей подготовки квалифицированных рабочих кадров и повышения квалификации работающих, а также численности специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве; изучение движения работающих по приёму и увольнению; разработку и анализ показателей, характеризующих использование рабочего времени . 3) Измерение и анализ уровня, динамики производительности труда и факторов его роста как показателей эффективности общественного производства; определение увеличения объёма производства в результате повышения производительности труда. 4) Исчисление и анализ фонда, уровня и динамики заработной платы во взаимной связи с показателями производительности труда и объёма производства; изучение дифференциации оплаты труда по профессиям, квалификации трудящихся и по территории страны; определение доли фондов материального поощрения в оплате труда; исследование моральных и материальных стимулов труда. 5) Изучение уровня жизни трудящихся при помощи показателей доходов и расходов различных социально-экономических групп трудящихся и исследование закономерностей влияния уровня и динамики доходов семей на их потребление. Исходной информацией С. т. служит первичный учёт личного состава и заработной платы на предприятиях, в учреждениях и организациях. На её основе составляется месячная (предприятиями основных производственных отраслей), квартальная и годовая отчётность. Большую роль в информационном обеспечении С. т. играют переписи населения , единовременные обследования по труду и заработной плате, а также выборочные бюджетные обследования семей рабочих, служащих и колхозников. С. т. в других социалистических странах централизована и в рамках СЭВ развивается в направлении взаимного обмена информацией и проведения совместных работ. Для достижения сопоставимости показателей по труду проводится работа по унификации методологических положений по основным показателям статистики труда (трудовые ресурсы, численность рабочих и служащих, рабочее время, классификация отраслей по сферам приложения труда, уровень доходов и объём потребления материальных благ и услуг). Разрабатываются и совершенствуются работы по международному сравнению уровня производительности труда и принципам международного социалистического разделения труда . С. т. в капиталистических странах до 20-х гг. 20 в. основывалась на эпизодических обследованиях. Кризисы и безработица 30-х гг. повысили интерес к С. т., которая начинает базироваться на более систематической информации. После 2-й мировой войны 1939—45 С. т. получает дальнейшее развитие, однако статистические материалы по труду собираются и разрабатываются по различной методологии как правительственными органами, так и различными институтами, поэтому для публикуемых показателей по труду характерно отсутствие полноты, достоверности и сопоставимости. В начале 70-х гг. наблюдалась унификация показателей и методов С. т. Однако фальсификаторские тенденции в буржуазной С. т. не ослабевают, а усиливаются в связи с инфляцией, ростом цен и безработицы , трудовыми конфликтами и др. пороками капиталистического общества. Фальсификация, в частности, выражается в преуменьшении числа безработных, забастовок, потерь рабочего времени и случаев производственного травматизма, а также в преувеличении реальной заработной платы за счёт завышения номинальной заработной платы и потребительских цен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СТ)", комментарии и мнения людей о произведении.